Поиск по сайту:

За мусор во дворе заплатит каждый

Но отслеживать судьбу собранных средств будет проблематично.

 

С первого же дня нового года россиянам придется платить за вывоз мусора из своих дворов по совершенно новой системе. О том, насколько болезненным (или безболезненным) станет для наших граждан такой переход, и в чем состоят ключевые нюансы этого механизма, мы побеседовали с исполнительным директором НП «ЖКХ Контроль» Светланой Разворотневой.

 

— Прежде всего, давайте выясним вот какой момент. Если в платежке появится отдельная строка вывоз мусора, значит, соразмерно должна уменьшиться плата за содержание и ремонт жилья? Ведь сейчас эта услуга входит именно в эту графу расходов.

 

— Да, сумма платы за вывоз мусора должна быть изъята из графы «содержание и ремонт», однако величина изъятой и добавленной суммы может не совпадать. Хотя бы потому, что раньше с нас брали плату, исходя из количества квадратных метров квартиры, а после перехода утилизации мусора в коммунальную услугу расчет будет осуществляться в соответствии с количеством проживающих человек.

 

— Какая формула будет применяться для расчета тарифа за вывоз мусора? И на каком основании будет определяться тарифный потолок? Насколько сильно будет он различаться по регионам и какова вероятность того, что тариф будет выше существующего сейчас?

 

— В 2016 году регионы должны были разработать и утвердить региональные программы в области обращения с отходами, в том числе — произвести оценку количества мусора, вырабатываемого в регионе и разработать территориальные схемы обращения с отходами в масштабе целого региона. Стоимость утилизации будет рассчитываться каждым регионом отдельно в зависимости от конкретных условий. «Потолок» будут устанавливать региональные службы по тарифам (региональные тарифные комитеты) на основании тарифных заявок региональных операторов.

 

Что получится в итоге, станет, как обычно, результатом торга между предприятием и чиновниками. Практики формирование тарифов на мусор в регионах по новой схеме пока недостаточно, так что предсказать, какой будет реальный тариф, сложно.

 

— А не ждет ли тариф судьба взноса на капремонт, который также курируется региональным оператором? Не возникнет ли соблазна периодически повышать этот тариф, мотивируя плохой, скажем, экологией или внедрением каких-нибудь эффективных технологий? Например, Андрей Чибис уже предложил поднять плату за капремонт в 10 раз, объясняя необходимостью проведения в домах энергоэффективного ремонта?

 

— Тарифы на вывоз мусора, как и другие коммунальные услуги, будут регулироваться государством. В соответствии с Жилищным кодексом рост совокупных платежей гражданина за коммунальные услуги не должен превышать уровень инфляции. По факту в последнее время этот рост составляет около 4% по стране в целом (может быть больше или меньше в различных регионах). Плата за капитальный ремонт устанавливается региональным законодательством. В последние годы она либо не росла вообще, либо увеличилась один раз на незначительную сумму.

 

При этом в большинстве субъектов взносы на капремонт установлены ниже экономически обоснованных. То есть на 7−8 рублей взносов за квадратный метр невозможно сделать капитальный ремонт. По оценкам экспертов, реальная потребность для «эконом-варианта» — 13−15 рублей. Энергоэффективный капремонт требует более серьезных затрат. Для этого сегодня из средств ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» выделяются дополнительные средства на проведение подобных работ. Также сегодня существует механизм энергосервисного контракта, когда энергосберегающие мероприятия делаются за счет инвесторов. Далее инвесторы «отбивают» свои вложения за счет экономии, возникшей при потреблении коммунальных ресурсов. У граждан сегодня нет обязанности делать энергоэффективный ремонт, тем более за счет десятикратного увеличения взносов.

 

— Ну хорошо, давайте вернемся к утилизации отходов. Насколько квалифицированы будут руководители регионального оператора, которому планируется поручить эту работу? В чем будут заключаться их основные знания, умения, навыки и кто будет контролировать их компетенцию?

 

— Региональные операторы (их в субъекте может быть несколько) выбираются на основании конкурса, который проводит уполномоченный орган власти субъекта РФ. К конкурсу допускаются только лица, получившие соответствующую лицензию. Требования к организациям, претендующим на получение лицензии, устанавливается федеральными органами власти (в данном случае — Минприроды). Контроль за исполнением договоров и лицензионный контроль осуществляется уполномоченными органами субъекта РФ.

 

— Скажите, а как граждане могут проверять целевое расходование средств, собираемых с населения для утилизации мусора? И смогут ли вообще?

 

— Сегодня в большинстве субъектов РФ созданы межотраслевые советы потребителей, состоящие из общественных и политических организаций, задачей которых является анализ тарифных заявок и инвестпрограмм естественных монополий (к числу которых в ближайшее время будут относиться и региональные операторы). При наличии желания и технических возможностей общественная комиссия может провести подробный аудит деятельности предприятия. Однако, как показывает опыт общения с другими естественными монополиями, общественники чаще всего такой возможностью не в состоянии воспользоваться (в силу сложности и ресурсоемкости задачи).

 

— Теперь еще один немаловажный нюанс. Куда будет вывозиться мусор? На те же самые полигоны, более половины из которых нелегальны? А если легальные переполнены, как будет решаться вопрос, открытием новых или модернизацией? За чей счет будет этот банкет?

 

— Одна из задач формирования территориальной схемы обращения с отходами — как раз проанализировать состояние полигонов, закрыть нелегальные и оптимизировать их количество. В том числе — создание одного полигона для нескольких муниципальных образований. До недавнего времени каждый район и городской округ чаще всего создавал собственный полигон.

 

— Не переложат ли на плечи потребителей, предположим, все вопросы сортировки мусора по разным контейнерам, а за несоблюдение — штрафовать? К чему вообще стоит готовиться гражданам? Или они по-прежнему продолжат кидать мешки в те же самые контейнеры без разбора и ни о чем не думать?

 

— Проблемы, связанные с утилизацией мусора, предполагалось решить за счет введения экологического сбора. В стоимость каждого товара вносится плата за его утилизацию. Эта норма принята, но пока не введена в действие, поскольку в условиях экономического кризиса государство опасается перекладывать дополнительную нагрузку на граждан и предприятия. Если она будет введена, то стоимость всех товаров, подлежащих утилизации, увеличится. Однако это же послужит дополнительным стимулом для граждан сдавать в специализированные пункты приема вторсырье.

 

Если упаковка, к примеру, стоит дорого и за ее продажу можно выручить реальные деньги, то сортировка и переработка становятся массовым явлением. Пустые бутылки на улице не валяются. Мои дети и их одноклассники, к примеру, приехав в Финляндию, начали собирать и сдавать бутылки уже на второй день пребывания. Поскольку за три сданных бутылки там можно купить одну пиццу.

 

— Наконец, самый животрепещущий для наших сограждан вопрос — куда можно будет пожаловаться на некачественную работу регоператоров? И какие для них могут быть предусмотрены санкции?

 

— Обращаться можно в региональные министерства природопользования и экологии, являющиеся заказчиками для региональных операторов и осуществляющие лицензионный надзор. В случае грубых нарушений оператор лишиться не только контракта, но лицензии.

 

 

Источник: http://svpressa.ru