Поиск по сайту:

Взнос на капремонт: местные власти манипулируют ситуацией

Известный эксперт анализирует ситуацию с размерами взноса за капремонт

 

Мы много встречаемся с жителями. И один из самых частых вопросов на этих встречах касается размера взноса за капремонт. Решение о том, сколько платить, сегодня отдано на откуп регионам. А регионы устанавливают эту плату порой так, как им заблагорассудится.

 

Цифры, которые мы имеем в субъектах, — зачастую просто волюнтаристские, взяты с потолка. Нельзя сказать, чтобы в регионах был четкий расчет стоимости работ, которые должны быть выполнены.

 

Причина кроется в коренной ошибке, которая потянула за собой все остальное. Дело в том, что у нас сегодня нет четкого разграничения видов работ по капитальному и текущему ремонту. Это дает возможность фондам капремонта и органам власти на местах манипулировать ситуацией в своих интересах.

 

Статья 166 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает только обобщенные виды работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. То есть существует как бы несколько основных видов работ: фасадные работы, ремонт крыши, ремонт фундамента и т.д. А детального описания по этому поводу нет. В итоге каждый регион понимает капремонт по-своему и соответственно включает туда разные пакеты ремонтных услуг.

 

Это даже не обман и не чей-то злой умысел, а системная недоработка. В одних регионах под фасадными работами, например, могут понимать одно, а в других — совершенно другое. Необходимо утвердить нормативно-правовой акт о разграничении видов и состава работ, отнесенных к капитальному либо к текущему ремонту.

 

Кроме того, на сегодняшний день нормативная база, касающаяся жилого фонда, абсолютно не проработана. Взять хотя бы вопрос с паспортизацией домов, обследованием их технического состояния. Сам регламент работы с жилым фондом разбросан по разным документам.

 

Что делать? Первое, с чего следует начать, — провести четкую паспортизацию. Это позволит хотя бы понимать, сколько домов у нас нуждаются в срочном ремонте, а какие еще могут подождать, какой объем работ должен быть выполнен на том или ином доме.

 

Раньше у нас этим занималось Бюро технической инвентаризации. Сегодня БТИ упразднены. Кто должен взять на себя составление таких паспортов, пока не понятно. Поэтому сегодня техническая инвентаризация жилого фонда фактически не производится.

 

Недавно Президент дал поручение правоохранительным органам разобраться в обоснованности размера взноса за капремонт в разных регионах. Сегодня сметная стоимость этих работ в разных регионах различается в разы. Например, стоимость работ по ремонту подвальных помещений на 1 кв. м общей площади МКД в Петербурге составляет 1725,52 руб., а в Ленинградской области — 137,47 руб.

 

«Разброс по взносам» связан еще и со стоимостью услуг и материалов, которая в разных регионах также разная. И разобраться сейчас в этой путанице с ценами будет очень сложно. А главное, и разбираться некому!

 

В советское время существовала строительная экспертиза, которая четко контролировала перерасход средств, качество выполняемых работ и т.д. Но и строительная экспертиза тоже упразднена. Соответственно, и по программе капитального ремонта она не проводится. А ведь когда-то работы по капремонту у нас были «подотчетны» именно той самой экспертизе.

 

Сегодня субъект (в данном случае — региональный фонд капремонта) сам является заказчиком, сметчиком и контролером работ. И какого качества, обоснованности стоимости услуг нам после этого ждать?

 

Нам говорят: а что же жилищная инспекция — разве она не может проверить все эти вопросы? Но дело в том, что у жилищной инспекции нет функций строительного контроля. Этот контроль должен быть возложен на органы надзора.

 

Вот и получается, что сегодня мы не можем четко сказать, что делается в рамках капремонта в том или другом регионе. Даже если прокуратура возьмется это проверить — на основании чего она будет это делать?

 

Поэтому основная задача сейчас — привести  нормативную базу в соответствие с реальностью. Разработать примерную стоимость услуг: сколько стоит, грубо говоря, прибить гвоздь. Кто будет выбирать подрядную организацию? На базе каких расценок? Есть ли у подрядчика соответствующая квалификация? Это очень широкий спектр вопросов.

 

Пока же прокуратуре, думаю, трудно будет кого-то поймать за руку, поскольку в каждом регионе — свое понимание стоимости, видов и состава работ по капремонту, критериев выбора подрядных организаций.

 

Автор: Павел СОЗИНОВ, член рабочей группы ОНФ 

«Качество повседневной жизни»

 


Источник: http://www.rcmm.ru