Поиск по сайту:

Улаживать споры с налоговой теперь будем по-новому

С 1 января 2014 года вступили в силу поправки, которые внесли законодатели в порядок досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками. Какие именно изменения произошли, нам рассказала старший юрист Кировского представительства юридической компании «Яковлев & Партнеры» Елена Мякишева.

 
- Елена, как изменился порядок досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками?


- Данные изменения предусматривают, что с 2014 года процедура досудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган стала обязательной для всех актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера ФНС России, действий или бездействия ее должностных лиц). Ранее такое условие применялось только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенных по итогам налоговых проверок. Иные ненормативные акты, действия, бездействие (например, решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика или за счет имущества налогоплательщика) можно было обжаловать сразу в суд.Процедура досудебного налогового обжалования с момента ее введения в отношения налогоплательщиков и налогового органа видоизменялась и совершенствовалась. Поэтому, учитывая повышение «спроса» на ее применение, важно знать о последних изменениях, внесенных Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ»: 

 

1. Закон вводит определенные требования к содержанию и форме жалобы, к документам, которые должны и могут прилагаться (ст. 139.2 НК РФ). В частности, в жалобе необходимо указать сведения о заявителе, об актах (действии, бездействии), которые обжалуются, об органе, их принявшем или совершившем, причины, по которым налогоплательщик считает, что эти акты (действия, бездействие) являются незаконными, и требования налогоплательщика.Между тем, несоблюдение этих требований (кроме случаев неподписания жалобы и непредставления документов, подтверждающих полномочия лица ее подписавшего) не станет основанием для оставления жалобы без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).

 

2. По общему правилу подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом. Исключение бывает, если налогоплательщик подал соответствующее заявление и есть достаточные основания полагать, что указанный акт или указанное действие не соответствует законодательству РФ.

 

3. Введены определенные правила по представлению вместе с жалобой дополнительных доказательств. При рассмотрении жалобы на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 101 и ст. 101.4 НК РФ) дополнительные доказательства будут приниматься, только если налогоплательщик представит пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.При рассмотрении иных жалоб документы принимаются без ограничений.

 

4. Решение по жалобе на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по итогам налоговых проверок, принимается в течение 1 месяца со дня получения жалобы, по жалобе на иные акты (действия, бездействие) налоговых органов - в течение 15 дней.

 

5. Если налогоплательщик подал жалобу в вышестоящий налоговый орган, но в установленный законом срок ее не рассмотрели, то налогоплательщик может не дожидаться итогов рассмотрения и обращаться в суд. Здесь важно знать, что срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении, или со дня истечения срока для принятия решения по жалобе. Поэтому желание налогоплательщика все же дождаться решения вышестоящего налогового органа может обернуться против него и лишить возможности защитить свои права в судебном порядке.  

 

- Какие положительные и отрицательные стороны Вы видите во внесенных поправках? 

- В целом, эти изменения носят положительный характер, так как процедура обязательного досудебного обжалования решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенных по итогам налоговых проверок, введенная еще в 2009 году, уже доказала свою эффективность: по сведениям ФНС России в досудебном порядке удовлетворяется около 40 процентов жалоб налогоплательщиков. При этом налогоплательщик не несет расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, а вынесенные по результатам рассмотрения жалоб решения вступают в силу в более короткие сроки, чем судебные акты.

 

Между тем, есть у обязательного досудебного порядка обжалования налоговых актов (действий, бездействий) и недостатки. В частности, в настоящее время не урегулирован вопрос о компенсации налогоплательщику расходов, которые могут возникнуть в связи с необходимостью привлечения внешнего консультанта для подготовки документов и представления интересов в вышестоящем налоговом органе.

Без разрешения этого вопроса налогоплательщик порой будет вынужден решать для себя: понести расходы на консультанта и действительно попытаться урегулировать спор с налоговым органом в досудебном порядке или своими силами формально подать жалобу, получить долгожданное право на обращение в суд и уже в судебном порядке защищать свои права с возможностью компенсации судебных расходов.

Источник: http://www.ikirov.ru