Поиск по сайту:

Автор фото: на фото Наталья Антипина

Упростились правила регистрации квартир, дач, соток. Заветную бумагу о праве на собственность теперь можно получить всего за 18 дней. «Черным риелторам» перекрыли доступ к чужим квадратным метрам. Эти важные для всех новости уходящего и наступающего годов в эксклюзивном интервью «Российской газете» сообщила глава Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Наталья Антипина.

Наталья Николаевна, сейчас к концу года владельцы соток начали получать «письма счастья» с новыми налогами на землю. Цифры «к оплате» существенно выросли. Почему?

Наталья Антипина:
 Размер  налога на недвижимость зависит от двух факторов: ставки налога с вычетами или без них и кадастровой стоимости участка. Ставку и налоговые вычеты устанавливает местная власть. Кадастровая стоимость недвижимости может изменяться. Это зависит от нескольких факторов. Если речь идет об участке, то могла измениться категория земель: были земли сельхозназначения, стали землями населенных пунктов. Стоимость их, соответственно, возросла. Или изменилась окружающая инфраструктура – появились, например, новые дороги. И участок подорожал. Сейчас во многих субъектах граждане получают квитанции на уплату налогов исходя из актуализированной стоимости земли. 

А если хозяин не согласен с таким подорожанием, можно ли обжаловать кадастровую оценку? И куда идти?

Наталья Антипина: Росреестр, который надзирает за работой оценщиков, создал специальные комиссии, которые рассматривают претензии к результатам оценки. У человека есть выбор – можно обратиться либо в такую комиссию, либо в суд.

И граждане такой возможностью активно пользуются. За 9 месяцев 2013 года в комиссию по оспариванию кадастровой стоимости при Росреестре поступило 5137 заявлений. По 2852 заявлениям – больше чем в половине случаев – приняты решения в пользу заявителей.

В суды по итогам трех кварталов 2013 года поступило 4546 исков, из них в отношении 2551 иска – больше половины – требования были полностью удовлетворены. Существует ограничение срока для внесудебного обжалования кадастровой оценки – 6 месяцев.

Но мы-то узнаем об изменении налога лишь раз в год, когда приходит платежка. Такого срока на обжалование может не хватить.

Наталья Антипина: Росреестр выступил с инициативой увеличить этот срок. Такой законопроект планируется принять, и граждане получат возможность обжаловать результаты до следующей кадастровой оценки. А она, напомню, должна проводиться раз в пять лет.

Познакомиться с кадастровой оценкой можно и заранее. Мы предлагаем гражданам уже сейчас узнать эту стоимость своей собственности. Результаты кадастровой оценки Росреестр размещает в автоматизированной информационной системе ведения фонда данных государственной кадастровой оценки – кратко – АИС ФД ГКО. В ней есть сведения обо всех категориях объектов недвижимости: земельных участках, объектах капительного строительства (зданиях, помещениях, сооружениях, объектах незавершенного строительства). Мы обнародовали эту информацию для наших граждан и представителей бизнеса на сайте Росреестра в разделе «кадастровая оценка».

С помощью этого сервиса можно получить информацию о кадастровой стоимости объекта, о том, как провели оценку, исходя из каких параметров рассчитывалась итоговая сумма. Сервис позволяет по кадастровому номеру найти объекты, по которым проведена оценка. Всего за 3 месяца количество обращений к этой информационной системе превысило 250 тысяч.

До недавнего времени пожелать человеку самому зарегистрировать квартиру или дачу звучало чуть ли не как проклятие. Настолько длительна, сложна и запутанна была эта процедура. Многие и сейчас готовы платить немалые деньги, лишь бы избежать общения с представителями вашего ведомства. Чем и пользуется несметное число «господ оформителей» – фирм, компаний и отдельных оборотистых граждан. Однако в этом году, по рассказам наших читателей, в Росреестре прошли перемены, серьезно подрывающие такой бизнес. Рассказы соответствуют действительности?

Наталья Антипина: Судите сами: Росреестр сократил сроки регистрации прав и кадастрового учета с прежних 20 до 18 дней. Фактически же срок регистрации прав и кадастрового учета в среднем по стране уже составляет 13 дней, а в некоторых регионах около 5 дней.

А как быть с огромным количеством справок и прочих требуемых для регистрации бумаг? Известно ведь, что неподготовленному гражданину их оформить практически нереально.

Наталья Антипина: Мы уже уменьшили количество таких бумаг. Перечень документов, необходимых для регистрации прав собственности, сокращен. Поскольку с 1 января 2013 года Росреестр занимается и кадастровым учетом объектов капитального строительства, то теперь не требуется предоставлять кадастровый паспорт на такие объекты. Нет необходимости приносить для регистрации прав и кадастрового учета выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Больше не надо показывать нотариально заверенные учредительные документы. Подчеркну  возможность их подачи законодательно сохранена, но можно представить копии учредительных документов, заверенные лицом, действующим без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица.

Но ведь и сама процедура регистрации – вещь сложная. Простому человеку, без посредника, сразу и не вникнуть. Чем помогаете?


Наталья Антипина: Мы выпустили целую серию специальных буклетов, которые пошагово расписывают все процедуры. В предельно доступной форме эти пособия рассказывают, как надо регистрировать права на земельный участок, на недостроенное здание. Как исправить технические ошибки в кадастровых сведениях, как внести изменении в кадастр о недвижимости. Как получить сведения из госкадастра, когда и как надо обращаться к кадастровому инженеру. Фактически, мы поэтапно расписали все действия. Рассказали, как, к примеру, заключить договор с тем же кадастровым инженером, как навести о нем справки, какие документы он оформляет и за что несет ответственность. Такие же буклеты рассказывают о процедурах по регистрации прав, о защите от мошенничества, об ответственности за нарушение земельного законодательства. Всего эта серия состоит их 30 буклетов – все наиболее востребованные услуги и распространенные ситуации в них есть. Такие информационные материалы появятся с января 2014 года в офисах многофункциональных центров, Росреестра и Кадастровой палаты. При этом мы предусмотрели механизм обратной связи – заявитель может направить в наш адрес свои предложения.

Мы не только четко разъяснили, какие документы нужны для регистрации, но и назвали сроки предоставления услуги и ее цену. Даже причины отказа постановки на учет все названы. Со следующего года начнем внедрять стандарты и процедуры не только для граждан и представителей бизнеса, но и для органов власти и местного самоуправления, профессиональных сообществ.

В августе была утверждена Стратегия информационной политики Росреестра. Ежемесячно мы составляем рейтинг наших территориальных отделений и филиалов Кадастровой палаты по информационной политике ведомства в регионе. И каждый месяц определяем 10 регионов-лидеров по достижению этих показателей. В числе постоянных лидеров – Москва, Московская, Свердловская, Челябинская, Нижегородская, Воронежская и Ростовская области, Башкортостан, Татарстан, Краснодарский край.

Какое противоядие от мошенничества с жильем может предложить ваша служба? Ведь бывают даже дикие случаи, когда хозяин жилья и не подозревает, что его квадратные метры давно зарегистрированы на чужого дядю. И доказать, что владелец квартиры к такой сделке не причастен, очень трудно даже в суде.  

Наталья Антипина:
 Мы приняли «заградительную» меру от таких афер. Если собственник жилья подозревает, что кто-то хочет незаконно захватить его владения, и даже если подозрений нет, но человек желает обезопасить себя от такой возможности, теперь может совершить несложную процедуру. Достаточно обратиться к нам и написать заявление о том, чтобы все действия по регистрации его собственности проходили лишь при его личном участии. Действительно, эта мера должна помешать мошенникам, которые меняют собственника недвижимости за спиной у настоящего хозяина. Кроме этого стало возможно подать возражения по поводу зарегистрированного права на жилье или участок.

Неоднократно, причем, и на самом высоком уровне говорилось, что гражданам за услугой не следует бегать по разным кабинетам. Важно иметь в ведомстве «одно окно» и там решать все вопросы. У вас есть многофункциональные центры. Вы следите, как пользуются их услугами?

Наталья Антипина: Росреестр оказал в этом году уже около 60 миллионов услуг, и часть из них предоставляется в многофункциональных центрах. Сейчас наши услуги предоставляются в 563 МФЦ в 70 регионах и их количество постоянно растет. Максимальное количество услуг оказано в 2013 году через МФЦ в Москве и Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Челябинской и Оренбургской областях. По сравнению с 2010 годом мы видим семикратный рост количества центров.

В прошлом году доля электронных услуг Росреестра составляла 5 процентов от общего объема. Но весь год ведомство рассказывало об электронных сервисах. Как оцениваете их востребованность?
 
Наталья Антипина:
 В этом году мы зафиксировали рост обращений к сайту Росреестра в целом и к электронным сервисам на 40 процентов. Это были и новые посетители сайта, и повторные посещения. Если потребители обращаются к нашим электронным услугам повторно – это хороший показатель.

Если говорить об отдельных электронных услугах, то доля запросов о постановке объектов недвижимости на кадастровый учет в электронной форме увеличилась вдвое по сравнению с прошлым годом.

Количество сведений из Единого государственного реестра прав, выданных через сайт, увеличилось более чем в три раза. В 1,5 раза выросло количество выданных по электронным запросам сведений из Государственного кадастра недвижимости. Выдано около 16 тысяч ключей доступа к информационному ресурсу реестра прав, предоставлено более 0,5 миллиона сведений.

Владелец ключа доступа может в любое время отследить изменение правового статуса интересующего его объекта недвижимости – переход прав, аресты, обременения, ограничения.

Рост посещений Публичной кадастровой карты Росреестра составил 106 процентов, количество просмотров ее страниц возросло на 90 процентов.

С января 2014 года мы приступаем к проекту модернизации и развития системы наших сайтов, развитию геопортала и Публичной кадастровой карты, интеграции наших сервисов с Единым порталом государственных и муниципальных услуг. 

Наталья Николаевна, в ноябре 2012 года вы были назначены руководителем Росреестра и мы беседовали о планах развития ведомства. Что изменилось за год?

Наталья Антипина: Перед нами стояло очень много задач – это выполнение «майских» указов Президента, подготовка к введению налога на недвижимость, соответственно, работа с качеством данных наших базовых информационных ресурсов – реестра прав и кадастра недвижимости. А также реализация мер по утвержденной правительством дорожной карте повышения качества наших услуг.

В 2013 году наша Служба улучшила ключевые показатели реализации дорожной карты. Так, позиция России в рейтинге Всемирного банка в разделе «регистрация прав собственности» поднялась на 29 позиций всего за 1 год – с 46 места на 17 место в 2013 году. Россия впервые вошла в Top-20 стран по этому показателю. Мы опередили такие страны, как США (25 место), Италия (34 место), Китай  (48 место), Канада (55 место), Германия (81 место) и Франция (149 место).

К введению налога на недвижимость как готовитесь? Что изменилось за год?


Наталья Антипина: Весь год Росреестр проверял и сопоставлял сведения единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости. Это наш приоритет. Работы по сопоставлению данных земельных участков в реестре и кадастре завершены по всем регионам, кроме Московской области и Санкт-Петербурга. По ним сопоставление сведений еще продолжается.

По объектам капитального строительства другая ситуация. Как вы знаете, в конце прошлого года были завершены мероприятия по переносу из баз данных организаций технического учета в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. С качеством этих данных мы разбирались с января и это работа не одного года. Сейчас сопоставлены данные по объектам капстроительства в реестре и кадастре в среднем на 80 процентов. В 1 квартале следующего года эта работа будет завершена.

Если по состоянию на 1 января 2013 года в госкадастр недвижимости было включено 76,1 миллионов ранее учтенных объектов капстроительства, то к 1 декабря 2013 года их количество увеличилось на 9,5 миллиона за счет объектов, которые ранее не были нам переданы. Это результат серьезного и часто ручного труда сотрудников Росреестра и Кадастровой палаты. Они работали с архивами, муниципалитетами, субъектами, заявителями. Сейчас в госкадастре содержатся сведения о 88,1 миллионах объектов капитального строительства и 53, 6 миллионах земельных участков – это цифры с учетом тех объектов, которые были впервые учтены в этом году.

Эти миллионы "найденных" объектов повлияют ли  на уровень сбора налогов?

Наталья Антипина:
 Они повлияют на расширение налогооблагаемой базы за счет выявления новых объектов налогообложения, потенциальных налогоплательщиков и создадут условия для введения единого налога на недвижимость.


Источник: http://rosreestr.ru