Поиск по сайту:

Наивность наших людей в денежных вопросах шокирует. Около 60% населения никогда не слышали о программах софинансирования пенсий, а треть думает, что государство при любом раскладе компенсирует все их потери при инвестициях. Там же, где можно претендовать на компенсацию, мы не предпринимаем ничего. Покончить с этим вопиющим положением призван вводимый с этого года школьный курс финансовой грамотности, сообщили в пятницу разработчики проекта.

Первый на Руси погром ростовщиков за чрезмерную по тому времени ставку в 50% годовых произошел незадолго до начала правления Ярослава Мудрого. Сейчас россияне выкладывают по кредитам гораздо большие суммы. И в том числе благодаря своей финансовой дремучести. Так сформулировал проблему председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин:

— Россия как ни одна другая страна мира нуждается в финансовом ликбезе. В 1992—1994 годах у нас возникло более 200 финансовых пирамид. Многие предприниматели, которые тогда стартовали, удачно вложили собранные с населения деньги и стали миллиардерами. Но до сих пор треть наших людей считают, что их вложения в акции защищены государством. Выше, чем должны быть, и темпы роста потребительского кредитования. А почти половина потребителей России не может определить наличие признаков пирамиды и подписывает договоры о кредитах не читая. Этого нонсенса быть не должно!

Бороться с «нонсенсом» предполагается с помощью обучения финансовой грамотности: вначале в школах, затем в техникумах и вузах, а впоследствии и прямо на рабочих местах (для взрослого населения). Слушателей познакомят с рисками, возникающими при вложении личных средств, научат составлению семейного бюджета и накоплению пенсий, а также другим необходимым вещам, рассказал Янин.

Так, школьный курс финансового ликбеза, уточнил руководитель авторского коллектива по разработке учебных материалов для школьников Игорь Липсиц, будет факультативным и по желанию ребенка может быть выбран в любом классе с 1-го по 11-й. При этом материалы готовятся не только для школьников, но также для учителей и родителей. Есть курсы для техникумов и школ-интернатов и детских домов, где «финансовый вопрос — вопрос судьбы. Ведь сейчас, покидая такие учебные заведения, дети получают хорошие выходные пособия, а затем их сразу протрачивают, и начинается катастрофа».

— В первых классах учить этим премудростям уже поздновато, — развеял сомнения «МК» в столь раннем финансовом воспитании подрастающего поколения Липсиц. — В США, например, этому учат уже в детском саду. А первые банковские карточки там выдают в 6 лет (в России — с 14 лет). Просто в 1-м классе детей этому надо учить в игровой, адаптированной форме. А для 5—7, 8—9 и 10-11-х классов будут свои учебники.

Объем курса выберет сам ребенок (максимум — 34 часа или 1 урок в неделю). При этом стоило бы, подчеркнул «МК» Янин, «добавить несколько вопросов по финансовой грамотности в ЕГЭ. Например, как рассчитывать пенсию. Или вопрос об ответственности государства за инвестиции населения».

В пилотном режиме курс уже опробован в Калининградской и Волгоградской областях (в последней, уточнила «МК» координатор проекта Анна Еленцова, на американский манер даже «в детских садах — разумеется, в игровой форме»). С ноября апробация пройдет еще в 30 школах 7—8 регионов (всюду по инициативе самих территорий и исключительно на конкурсной основе). Лишь после апробации и доработки продукт, по словам Липсица, «будет распространен для остальных школ России, причем не раньше 2015 года». Пособие для учителей по финансовой грамотности уже готовится. Первыми выучат группы учителей, которые затем обучат остальных. Минфин даже выделил деньги на цифровые образовательные ресурсы.

Усвоение знаний школьниками по окончании курса будет проверяться специальным интернет-тестированием.

Марина ЛЕМУТКИНА

Источник: http://www.mk.ru