Поиск по сайту:

Общественники, которые борются с прибрежными самозахватами, адресуют большинство своих вопросов Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. "Русский репортер" задал их заместителю главы этого ведомства Максиму Смирнову.


− Насколько серьезна обозначенная проблема? Ведет ли Росреестр на эту тему мониторинг?

− Самовольный захват земель, статья 7.1. КоАП, - наиболее распространенное административное правонарушение, с которым мы сегодня сталкиваемся. Только за 2012 год нами выявлено 76 235 таких случаев. В том числе и перекрытие доступа гражданам к берегам водоемов.

 

− Всегда ли перегораживание прибрежной полосы является самозахватом или бывают случаи, когда у граждан и правда официальные границы участков упираются в кромку воды?

− К сожалению, бывают и случаи, когда границы участков находятся у самого края водоемов.

 

− А как же Водный кодекс?

− Фактически он нарушается, формально - нет. Дело в том, что межевание осуществляют кадастровые инженеры, которые не всегда выполняют свою работу качественно. Наши инспекторы сталкиваются с такими случаями, когда в границы участка включена часть двадцатиметровой прибрежной полосы. А граница водоема при этом не будет отражена вовсе, так что формально все по закону.

 

− А эти чудесные кадастровые инженеры – они входят в структуру Росреестра?

− Нет, они самостоятельные хозяйствующие субъекты, сдают экзамен, получают аттестат и работают. Раньше Росреестр имел возможность контролировать лиц, которые выполняют межевание, потом эта отрасль была реформирована. Сегодня межеванием занимаются более 27 тысяч кадастровых инженеров по всей стране. Некоторые из них являются членами саморегулируемых организаций, и их деятельность контролируется этими организациями. Большинство же кадастровых инженеров работают сами по себе, и контроль за их деятельностью номинальный.

Филиалы Кадастровой палаты обязаны принимать документы от кадастровых инженеров и проводить проверку, сравнивая уже имеющиеся сведения с представленными документами. В некоторых случаях мы можем отказать им в постановке на кадастровый учет, но если говорить о наложении частной территории на прибрежную полосу, то зачастую в Государственном кадастре вообще не содержится сведений о водном объекте, его береговой и прибрежной полосе.

 

− Почему?

− Межевание большей части рек, озер, даже морей до сих пор не проведено, их границы не определены. Это очень затратный процесс, который движется медленно. А раз так, недобросовестные кадастровые инженеры могут при межевании не указывать прибрежную полосу и вообще весь водный объект, отсчитывать двадцать метров прибрежной полосы, которая должна быть свободна, откуда угодно - проверить можно только опытным путем, проводя соответствующие измерения.

Наши инспекторы на основании поступающих обращений граждан выезжают на место, проверяют документы, если подтверждается факт самовольного занятия, то привлекают нарушителей к административной ответственности, выдают предписание об устранении. Нам сложно единовременно проверить все береговые полосы, четыре тысячи наших инспекторов просто не в состоянии с этим справиться, но на поступающие от граждан и общественных организаций обращения мы обязательно реагируем.

 

− Если ваш инспектор добрался до нарушителя, а тот попросту проигнорировал его предписание - что дальше?

− Росреестр не имеет права самостоятельно обратиться с иском в суд. Мы можем лишь обратиться в органы местного самоуправления, а уже они в судебном порядке принимают меры по освобождению этой прибрежной полосы. Но на данный момент местные администрации не обязаны на выявленные нами факты реагировать. Могут обращаться в суд, а могут и не обращаться.

 

− А какой штраф заплатит недобросовестный землевладелец за захват прибрежной территории?

− Штрафы - это наша больная тема. Гражданам самовольное занятие земли грозит штрафом от 500 до 1000 рублей, а юридическим лицам - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей. Причем размер штрафа не зависит от площади захваченной территории - хоть сотка, хоть гектар.

Иными словами, законодательство абсолютно бессильно против самозахватчиков. Кто первый поставил забор, тот и прав. Я бы не сказал, что абсолютно бессильно. Если мы находим взаимопонимание с местными властями, то механизм работает. Но все равно устраняемость по выявленным нарушениям у нас составляет 40%, и это, конечно, очень мало. Поэтому Росреестр уже выступил с рядом законодательных инициатив, способных изменить ситуацию.

 

− И что принципиально изменится?

− Во-первых, размер штрафов. Теперь он будет составлять 2% от кадастровой стоимости. Чем больше участок и чем выше его стоимость, тем больше штраф. Это уже сотни тысяч рублей. Во-вторых, это новые процедуры контроля - с использованием дистанционных методов, спутниковой съемки и даже беспилотных летательных аппаратов. Ну, и главное: если закон будет принят, в чем я почти не сомневаюсь, органы местного самоуправления будут обязаны обращаться в суды по нашим представлениям. Сегодня, как я уже говорил, они имеют право их игнорировать под надуманными предлогами.

 

− Общественные активисты, отчаявшись идти юридическим путем, берут на вооружение крайние меры. Они просто демонтируют в двадцатиметровой прибрежной зоне все препятствия, утверждая, что это не заборы, а мусор. При этом они ссылаются на статью 14 Гражданского кодекса "Самозащита прав". Как вы считаете, эти люди действуют законно?

− Я думаю, это не совсем законный метод. По Конституции нельзя человека лишить собственности без решения суда. А забор - это ведь чья-то собственность. Мы все-таки считаем более правильным обращаться в Росреестр, в судебные органы и добиваться справедливости юридическим путем, а не с болгаркой в руках.

 

Источник: http://rosreestr.ru