Поиск по сайту:

Россияне отказываются от банковского кредитования в пользу организаций микрофинансирования

Ужесточение условий кредитования банками и рост просрочки по кредитам не привели к массовому переходу заемщиков из банков в микрофинансовые организации, как ожидали участники рынка. Клиенты предпочитают не искать тех, кто все-таки даст им взаймы, а менять стиль жизни, отказываясь от крупных покупок.

 

В другую дверь не постучали

 

Заемщики, получившие отказ в банковском кредите, меняют стратегию поведения. В условиях ужесточения условий кредитования банками микрофинансовые организации (МФО) рассчитывали на приток клиентов. Однако этого не произошло.

 

Как рассказал Банки.ру генеральный директор группы компаний «Быстроденьги» Юрий Провкин, отказ банков от мелких потребительских кредитов и займов малому бизнесу вызвал некоторый переток физических лиц и индивидуальных предпринимателей в сферу микрофинансирования. Однако существенного увеличения количества выданных микрозаймов не произошло. «Мы ожидали в этой области какого-то движения. Но этого не произошло. Заемщики, которым закрыли одну дверь, не стали стучаться в другую», — прокомментировал Провкин.

 

По его словам, общая ситуация в экономике не оказывает большого влияния на рынок МФО. «Когда я говорю об этом на конференциях банкирам, они смотрят недоверчиво, думают, что я их обманываю», — добавляет Провкин.

 

Он считает, что притока клиентов из банков в МФО нет по нескольким причинам. Во-первых, из-за роста сознательности. Заемщики стали более аккуратно принимать решения, оценивая, какую сумму им взять в долг в МФО. Во-вторых, из-за отличия в самих продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. «Микрофинансовые компании дают клиентам куда меньшие суммы, чем те, что требуются банковским заемщикам. Поэтому если клиенту нужна большая сумма на длительный срок – он идет в банк. Если в банке ему не дают нужную сумму, он просто отказывается от крупных покупок», — полагает Провкин.

 

По словам главного исполнительный директор крупнейшей МФО «Домашние деньги» Андрея Бахвалова, банковские заемщики рассчитывают на большую сумму, в среднем 70—80 тыс. рублей, и на меньшую, чем предлагают МФО, ставку. В МФО он получит в лучшем случае 20 тыс. рублей и под существенно более высокий процент.

 

По данным Банка России, среднерыночные значения полной стоимости потребительских кредитов (ПСК) в I квартале 2016 года составят в банках по POS-кредитам без обеспечения на сумму до 30 тыс. рублей и на срок до одного года – 38,7%. В МФО среднерыночная ПСК по потребительским микрозаймам с похожими условиями (сумма до 30 тыс.рублей и срок до одного года) – 171,4%. Среднерыночные значения ПСК в МФО на сумму до 30 тыс. рублей и на срок до одного месяца — 660,2%.

 

«Переток банковских клиентов в МФО – это в большей степени миф. Рынок банков и микрофинансовых организаций пересекается не более чем на 25%. Далеко не каждый отказник банка захочет взять кредит в МФО», — признает Бахвалов.

 

В компании «Фаст Финанс Система» отмечают, что более требовательные заемщики, пришедшие из банков, побудили компанию изменить сумму первоначального займа. «Стандартно одобряемая сумма в 5 тысяч рублей при первом обращении таких клиентов часто не устраивает, и они отказываются от денег. Это заставило пересмотреть нашу систему одобрения и выдавать таким заемщикам сумму 15 тысяч рублей уже при первом обращении», — рассказывает генеральный директор «Фаст Финанс Системы» Дмитрий Коршунов.

 

В МФО «МигКредит», напротив, фиксируют рост спроса на продукты в 2015 году на 15% по сравнению с прошлым годом, в том числе за счет заемщиков, которые по тем или иным причинам получили отказ в банках.

 

С другой стороны, заместитель генерального директора по развитию бизнеса, член правления «МигКредит» Динара Юнусова утверждает, что многие МФО сами испытывают проблемы с фондированием и это замедляет рост рынка. МФО, также как и банки, ужесточили свои кредитные политики. «Цель МФО – не кредитовать всех подряд, а убедиться в том, что клиенты смогут вернуть займы в срок», — добавляет Юнусова.

 

По этой части у МФО не все гладко. Как указывает директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков, на 1 января 2015 года задолженность россиян перед МФО в сегменте займов до зарплаты на 1 января 2015 года составляла 15,8 млрд рублей, а в сегменте займов на покупку потребительских товаров – 18,8 млрд рублей. На 1 октября 2015 года эти показатели увеличились до 28,4 млрд и 30,9 млрд рублей соответственно.

 

Родственники как банк: в долг не дают

 

Сложившаяся ситуация во многом прогнозируема, считают эксперты. Большой вклад в отказ от кредитов тех, кому их не дали в банке, вносит рост финансовой грамотности населения. В первую очередь уровень информированности граждан о специфике работы МФО, считает заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин.

 

«На протяжении долгого времени микрофинансовые организации воспринимались не просто как альтернатива банкам, а в качестве нового этапа эволюции системы кредитования населения и бизнеса. По мере того как эйфория вокруг «легких денег» начала спадать, стало очевидно, что простота получения займов, минимальные требования к заемщикам скрывают за собой более высокие, чем у банков, ставки по кредитам», — полагает он.

 

По мнению директора по развитию бизнеса потребительского кредитования и стратегических партнерств Альфа-Банка Дмитрия Жиздюка, одна из важнейших составляющих — это эмоции клиента при решении его финансовых проблем, будь то кредитная карта, кредит наличными или потребительский кредит. «Давайте не забывать, что банк — это финансовый институт который, как часть своей миссии, должен заниматься развитием финансовой грамотности населения. А теперь давайте представим, что клиент пришел в банк за финансовым продуктом, а ему предлагают продукт от МФО, про который он ничего не знал, ведь он шел в банк. На наш взгляд, это точно не положительные клиентские впечатления и точно не приятный сюрприз для клиента», - комментирует Жиздюк, подчеркивая, что финальное решение в этом вопросе всегда остается за клиентом.

 

Он считает, что для финансовой сферы, отсутствие массового перехода клиентов в МФО означает повышение качества портфеля и оздоровления финансовой системы, в том числе и с точки зрения снижения закредитованности самих заемщиков.

 

Способ разрешения финансовых проблем каждый, кому отказали в займе и банки, и МФО, выбирает для себя сам. «Кроме банковского кредита и кредита в МФО, в России очень распространена практика брать в долг у родственников и знакомых. Но с падением зарплат в кризис (реально располагаемые доходы населения с начала 2015 года упали примерно на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. — Прим. ред.), в долг дают все меньше», — рассуждает директор инвестиционно-банковского департамента QB Finance Дмитрий Кипа. Он напоминает, что в некоторых компаниях существуют кассы взаимопомощи сотрудников, которые дают возможность взять кредит под очень низкую ставку. Однако это скорее исключение.

 

Юрий Провкин убежден, что заемщики меняют свой стиль жизни и отказываются от существенных трат. Либо ищут иные способы заимствования — например, обращаются в ломбарды. Рынок ломбардов в 2015 году показал серьезный рост: на 30% по сравнению с 2014-м.

 

В целом ситуация таит в себе некоторые опасности, признают эксперты. Некоторые граждане даже готовы совершить незначительные, с их точки зрения, махинации, чтобы повысить свой социальный статус перед финансовыми учреждениями, говорит директор департамента развития продуктов Объединенного кредитного бюро (ОКБ) Александр Ахломов. По данным ОКБ, за последний год вдвое выросла доля заявок с подозрением на мошенничество. Если в 2014 году доля мошеннических заявок составляла около 1% от общего потока входящих заявлений, то по итогам девяти месяцев 2015 года она превысила 2%. А количество подозрительных заявок выросло на 46%. При этом общее количество заявок на кредиты в системе, по данным ОКБ, сократилось на 30%.

 

 

Источник: http://www.banki.ru