Поиск по сайту:

Реформирование имущественного налогообложения в стране является предметом дискуссии с начала 2000-х. В 2011 году проводилась оценка объектов недвижимости в двенадцати регионах России. Но взимание налога на недвижимость в этих регионах возможно только после принятия федерального закона и внесения поправок в Налоговый кодекс.

Введение налога на недвижимость заявлено в документе «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Сегодня имущественное налогообложение представлено в российском законодательстве тремя налогами: на имущество организаций, на имущество физических лиц и земельным налогом.

Налог на имущество организаций вычисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества организации. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%. Поступления от этого налога в 2012 году составили 536 272 187 тыс. руб.

Налоговая база земельного налога — это кадастровая стоимость земельных участков, для установления которой проводится государственная кадастровая оценка земель. Ставка по этому налогу не может превышать 0,3‒1,5% в зависимости от назначения земельного участка. Поступления земельного налога в 2012 году составили 140 983 878 тыс. руб.

Что касается налога на имущество физических лиц, его налоговая база — это инвентаризационная стоимость имущества, то есть восстановительная стоимость объектов с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию. Ставка этого налога варьируется в зависимости от стоимости имущества от 0,1 до 2%. Поступления данного налога в 2012 году составили 17 628 468 руб.

Поступления по имущественным налогам в России имеют тенденцию к повышению. Доля имущественных налогов в консолидированном бюджете РФ в целом не превышает 0,1%. В то же время в экономически развитых странах поступления от налога на недвижимость составляют от 1 до 10% общих налоговых поступлений и формируют до 100% доходной части местных бюджетов.

На сегодняшний день проектом предусмотрено введение налога на недвижимость, который заменит собой налог на имущество физических лиц и земельный налог.

Налог на недвижимость будет местным , что позволит муниципалитетам развивать инфраструктуру. Налогоплательщиками будут являться физические лица, которым принадлежат на праве собственности здания, сооружения, жилые и нежилые помещения (в том числе и незавершенные), а также земельные участки.

По данным Росреестра, на территории России зарегистрировано 49 млн земельных участков. Налоговые органы располагают данными о 25 млн земельных участков. Разница составляет 24 млн. Относительно зданий и сооружений расхождение информации составляет 14 млн объектов. При улучшении информационного взаимодействия между органами возможно выявление налогового резерва в качестве дополнительного источника доходов бюджета. Потенциально возможная сумма налога, которую могут получить муниципалитеты, может достигнуть 100‒120 млрд руб. по сравнению с 20 млрд руб., которые собирают сегодня.

Налоговая база будет определяться в отношении каждого объекта недвижимости как кадастровая стоимость недвижимости. Налоговая база в отношении жилого помещения будет определяться как кадастровая стоимость объекта, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 кв. м общей площади объекта налогообложения.

Если имущество будет находится в совместной собственности, то налоговая база будет определяться в равных долях для каждого налогоплательщика.

Если имущество будет находиться в общедолевой собственности, то налоговая база будет определяться пропорционально доле в общедолевой собственности.

Налоговые ставки планируется устанавливать в зависимости от суммарной кадастровой стоимости объекта недвижимости. Максимальная ставка по налогу на недвижимость будет составлять 1,5%.

Существует целый ряд рисков, связанных с введением нового налога. В частности, есть опасность увеличения заявлений и исков с оспариванием кадастровой стоимости объектов недвижимости, усиления нагрузки на комиссии в Росреестре и суды. Также возможно развитие коррупционной составляющей при принятии решений о величине оценки стоимости объектов недвижимости ответственными лицами.

По данным Росреестра, государственная кадастровая оценка объектов недвижимости во всех регионах страны завершена. В ближайшее время будут опубликованы ее результаты.

Чтобы перейти к цивилизованному налогообложению имущества и недвижимости, необходимо решить ряд задач. В первую очередь речь идет о полном учете всех изменений и создании государственного реестра недвижимости на федеральном уровне с региональными подсистемами. Кроме того, нужно произвести оценку всех объектов недвижимости для целей налогообложения, для чего требуется создание максимально прозрачной методики оценки объектов недвижимости. Также нужно разработать механизм досудебного оспаривания результатов кадастровой оценки недвижимого имущества.

Основными положительными аспектами введения данного налога станут повышение эффективности администрирования имущественных налогов, сокращение спроса на недвижимость и падение стоимости цен на жилье.

Налог на недвижимость, по мнению Минфина, будет введен в 2014 году.

Источник: http://www.rbcdaily.ru