Поиск по сайту:

 Многие горожане (город Киров) сталкиваются с проблемой качества коммунальной услуги. Стоимость (тариф) коммунальной услуги регулируется и устанавливается государством. Региональная служба по тарифам устанавливает стоимость на качественную услугу и естественно, когда качество не соответствует, плата за услугу должна уменьшаться.

Многие жители 4-х, 5-х этажей хрущевок сталкиваются с проблемой недостаточного напора воды из крана. В чем проблема? Бывает, что диаметр внутреннего трубопровода заужен известковыми отложениями. Но чаще проблема в недостаточном давлении воды на входе в дом. Страдают жильцы. Выход есть, поставить повысительный насос за счет жильцов. Но давление сетевой воды тоже один из показателей, который относится к параметрам качества воды подаваемой в дом. Почему жильцы должны покупать и за свой счет улучшать некачественный продукт?

С отоплением еще хуже. Здесь на плохом качестве поставщики тепловой энергии еще и умудряются заработать сверх продажи ресурса. Есть такое понятие, которое используется теплотехниками, называется «перетоп». Суть в том, что температура теплоносителя на входе в дом должна соответствовать температурному графику относительно температуры атмосферного воздуха. Чем холоднее на улице, тем горячее вода в батарее. Поставщик тепла берет деньги не только за тепловую энергию, но и за прогон теплоносителя по системе отопления. Так вот, если температура теплоносителя занижена на несколько градусов, то дому необходимо прогнать больший объем теплоносителя по своей системе, чтобы обеспечить необходимую температуру в помещении. Вот этот объем прогнанный сверх нормы и есть перетоп. За него поставщик выставляет управляющим компаниям санкции, и не маленькие. К примеру, по моему дому в зимние месяцы сумма доходит до 40-50 тыс. рублей в месяц. Кто оплачивает? Жильцы. Почему? Потому что качество ресурса (в том числе температура) на входе в дом не отслеживается. Санкции в отношении поставщика – 5 т.р. административки (ни о чем).

Все собственники помещений в жилых многоквартирных домах являются потребителями коммунальных услуг. Потребители получают коммунальные услуги от исполнителя коммунальных услуг - управляющей организации. Отношения между этими субъектами регулируются постановлениями правительства. Исполнитель коммунальных услуг несет ответственность перед потребителем в случаях не предоставления или предоставления некачественной услуги. Но далеко не все случаи ненадлежащего качества услуги являются результатом неисполнения обязанностей управляющей организацией. Зачастую управляющая организация получает от поставщика коммунальной услуги уже не качественный продукт. В этом случае, как правило, исполнитель коммунальной услуги не имеет возможности самостоятельно улучшить качество ресурса и вынужден нести ответственность перед потребителем при отсутствии вины.

Недостатком отношений является то, что действующие нормы, регулирующие эти процессы, позволяют проводить разовую регистрацию параметров качества некоторых ресурсов в сроки отдаленные от инцидента на недели, постоянного контроля нет, что делает эти процедуры неэффективными, отсутствуют санкции в отношении поставщика, возможен только регресс требований потребителя.

Вступил в действие ФЗ N261, предполагающий оборудование многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов, некоторые из которых уже позволяют фиксировать параметры качества того или иного ресурса в режиме реального времени. Возможно дооснащение домов такими приборами. Установка и использование таких приборов позволит не только отслеживать качество ресурса, но и, как следствие, уменьшить затраты на оплату коммунальной услуги, продлить срок жизни общедомовой и индивидуадьной техники.

Проблематика заключается в позиции ресурсоснабжающих организаций, не заинтересованных в появлении механизма привлечения их к ответственности и отсутствии правового регулирования этих отношений.

Сейчас процедура перерасчета при предоставлении некачественной услуги инициируется по заявлению потребителя. Определить продолжительность нарушения затруднительно. Управляющие компании не заинтересованы в этих мероприятиях, так как возникает их ответственность с вытекающим перерасчетом, который замыкается на той же УК, вне зависимости от вины. В случае, выявления факта не надлежащего качества на входе в дом с соответствующими санкциями, управляющая организация получает право требования к ресурсоснабжающей организации, что однозначно должно привести к уменьшению размера платы за коммунальную услугу.

Встает необходимость пересмотра договоров с поставщиками коммунальных услуг и введения в него условий о контроле качества ресурса и санкциях за нарушения, которые необходимо позаимствовать из норм, регулирующих отношения потребителя и УК. В свою очередь собственники жилья должны принять решения об установке и применении приборов контроля качества услуги на входе в дом (границе эксплуатационной ответственности), которые не замедлят себя окупить.

 Андрей В. Михальчук

Источник: http://dedede43.livejournal.com/600.html