Поиск по сайту:

Новая версия долгосрочного прогноза социально-экономического развития на период до 2030 года провисела в открытом доступе на сайте Минэкономразвития всего несколько дней. По-видимому, прогноз был отправлен на доработку из-за сохраняющихся разногласий между Минфином и Минэкономразвития по поводу бюджетного правила, а точнее того, насколько жестким оно должно быть, сколько нефтедолларов можно пустить на расходы. Обсуждение прогноза продолжается. Однако, на наш взгляд, самым существенным недостатком, который вряд ли исчезнет при доработке документа, является чрезмерный оптимизм даже консервативного сценария. Этот вариант прогноза предполагает сохранение существующей модели развития с опорой на сырьевой сектор, макроэкономическую стабильность при нынешнем состоянии институтов и нынешней роли государства в экономике. И данный сценарий, похоже, рассматривается правительством как наиболее вероятный.

Консервативный сценарий по своим предпосылкам больше всего соответствует текущей экономической ситуации. Восстановительный рост экономики, происходивший в 2010—2011 годах, завершен, докризисную инвестиционную привлекательность Россия потеряла (раньше премиями за высокие риски служили большие прибыли, получаемые за счет бурного роста внутреннего спроса), внешний спрос практически не растет: Росстат оценил рост экспорта товаров и услуг в 2012 году в 1,8%. Поскольку 2012 год стал переломным — начался переход от восстановительных темпов роста к умеренным долгосрочным, то для оценки реалистичности параметров экономического роста на всем прогнозируемом периоде наиважнейшее значение имеет прогноз на ближайший 2013 год.

Минэкономразвития ожидает в текущем году рост на уровне прошлого — 3,5%. Незначительный спад потребительской активности должен быть скомпенсирован ростом экспорта. Но такие расчеты по целому ряду причин могут не оправдаться.

Есть основания полагать, что рост конечного потребления товаров и услуг замедлится сильнее, чем ожидают в правительстве.

Во-первых, в 2013 году темпы роста кредитования населения, которое в 2012 году обеспечило значительную часть прироста потребления, по прогнозу ЦБ существенно сократятся (с более чем 40% до 25—30%). Во-вторых, почти двукратное замедление квартальных темпов роста на протяжении 2012 года (с 4—5% до 2% год к году) неизбежно скажется на доходах населения уже в этом году. В-третьих, месячная динамика розничного товарооборота недвусмысленно указывает на замедление: если в 2011 г. среднемесячный рост составил 8,7%, то в 2012 году — всего 4,9%. Аналогичная ситуация и с динамикой платных услуг населению: замедление с 3,9% среднемесячного роста в годовом выражении в 2011 году до 2,2% в 2012 году. С учетом всех этих факторов ожидаемое Минэкономразвития сокращение темпов роста конечного потребления населения на символические 0,1 п. п. (с 5,4% в 2012 году до 5,3% в 2013 году) кажется чересчур оптимистичным. Согласно нашему инерционному прогнозу, темп роста конечного потребления населения упадет значительно сильнее, на 1,7 п. п.

С другой стороны, выглядит завышенным прогноз министерства по динамике инвестиций в основной капитал.

Согласно прогнозу, рост инвестиций в 2013 году составит 6,5%, что лишь на 0,2 п. п. ниже роста в 2012-м. Между тем рост инвестиций в 2012 году на 6,7% был обеспечен удачной внутригодовой динамикой 2011 года, в то время как динамика роста в прошлом году оказалась, напротив, неблагоприятной: среднемесячный рост инвестиций в течение 2012 года при устранении сезонности был практически нулевым, то есть в целом объем инвестиций примерно соответствовал уровню декабря 2011 года. Получить 6,5% роста инвестиций в 2013 году можно лишь при условии ежемесячного прироста в 1%, что даже выше, чем было во время быстрого восстановления инвестиций после острой фазы кризиса. Мы не видим никаких предпосылок для столь мощного всплеска инвестиционной активности. Напомним, что по итогам 2012 года был зафиксирован чистый отток капитала на уровне $56,8 млрд, то есть ни зарубежный, ни российский бизнес не готов наращивать инвестиции в Россию. Остается неясным, что именно заставит инвесторов так сильно пересмотреть свои планы. По нашему прогнозу, рост инвестиций замедлится до 4,9%.

Таким образом, мы не видим тех тенденций, которые могли бы в рамках консервативного сценария МЭР обеспечить рост экономики на 3,5% в 2013 году и тем более в среднем на 3,8% в 2014—2018 годах.

К тому же реально проводимая в настоящее время политика правительства скорее способствует дальнейшему сокращению темпов роста, чем их оживлению.

Так, целый ряд решений, принятых в последнее время, существенно ухудшил положение малого бизнеса. Повышение в два раза ставки социальных отчислений для индивидуальных предпринимателей, запрет торговли алкоголем и табаком вне магазинов, увеличение ставок аренды помещений и перепланировка городского пространства в Москве — все эти решения объединяет одно: приоритетом для их разработчиков является не поддержание экономической активности, а какие-то иные цели, пусть иногда и социально значимые.

Для динамики ближайших лет важно и то, что при отсутствии быстрого роста доходов в экономике конкуренция за них начнет обостряться и крупные игроки (будь то нефтегазовые компании, банки, строительные компании или торговые сети) будут увеличивать свое влияние, выжимая мелких. Учитывая, что наиболее сильные компании у нас аффилированы с государством (формально или неформально), то в целом влияние государства на экономику в консервативном сценарии будет нарастать, с соответствующими рисками для эффективности.

По нашим оценкам при сохранении консервативной траектории экономический рост должен существенно замедлиться (мы прогнозируем рост ВВП на 2013 год на уровне 2,8%). Более того, мы считаем неизбежным и дальнейшее затухание экономического роста в консервативном сценарии — до 2% в ближайшие годы. Завышенная оценка темпов роста ведет к недооценке рисков консервативного сценария.

Наталья АКИНДИНОВА, Николай КОНДРАШОВ, Центр развития ВШЭ

Источник: Forbes Russia