Поиск по сайту:

Почему общедомовые нужды так дорого обходятся. Кто задирает цены и можно ли этого избежать

Почему во многих домах цифры в графе «общедомовые нужды» нередко приближаются к астрономическим? Какие действия необходимо предпринять, чтобы свести расходы горячей и холодной воды на общедомовые нужды к минимуму? Насколько они просты и смогут ли граждане это сделать?

 

Основные причины высоких платежей

 

Обобщив информацию, полученную от сотрудников коммунальных служб и обслуживающих организаций, мы выделили шесть главных нюансов, обеспечивающих стабильно высокие цифры в соответствующих строках платежного документа.

 

Первая причина, как ни странно, кроется непосредственно в приборах учета. Как рассказал нашему корреспонденту на условиях анонимности один из инженеров-субподрядчиков МОЭК Виталий Ф. (данные изменены), те же водосчетчики элементарно врут. «Пределы погрешности приборов учета воды должны колебаться в пределах плюс-минус 2%, — говорит Виталий. — Но у счетчиков нижнего ценового сегмента, которые в заводских условиях выбраковываются фактически наполовину, порог погрешность нередко превышает и 20%. Причем колебания могут быть не только в меньшую, в пользу жильцов, сторону, но и наоборот».

 

Понятно, что поскольку финансирование установки общедомовых приборов учета ложится на плечи собственников, те с радостью выбирают наиболее дешевые варианты, отмечает специалист. «Но если на новом счетчике все цифры — нули, это повод насторожиться, — отмечает он. — Скорее всего, этот образец вообще калибровку в заводских условиях не проходил, и насколько будут точны его показания в процессе работы — большой вопрос.

 

Еще один момент, связанный с приборами учета (теперь уже внутриквартирными) — порог их чувствительности. «Если расход воды осуществляется ниже определенного объема, — подчеркивает Виталий Ф., — квартирный водосчетчик может вообще никак на это не отреагировать, а вот общедомовой крутанется обязательно. Например, так может произойти, если вода подтекает через микротрещины в унитазе или при работе трехступенчатого бытового фильтра очистки».

 

Вторая причина завышенных сумм по ОДН — пресловутые «резиновые квартиры». Причем дело тут не столько в мигрантах, набивающихся как сельди в бочку, отмечают коммунальщики. Чаще всего бывает так — в квартире без счетчиков зарегистрирован один муж, а жена и дети, зарегистрированные где-нибудь в другом месте, проживают с ним. Но норматив-то потребления в квитанцию вписывается в расчете на одного проживающего, когда пользуются водой по факту трое. Естественно, «по-человечески» для многих граждан ситуация и выглядит правильной, но общедомовой прибор учета — бездушная машина, ей человеческая логика чужда, сколько воды пропустил через себя, столько и зафиксировал. В результате потребление домочадцев раскидывается на соседей.

 

Третья причина — несвоевременная сдача показаний квартирных приборов учета. С общедомовых счетчиков данные снимаются ежемесячно, как правило, 25 числа. А вот собственники нередко сроками пренебрегают. Добросовестно к этому относится, уверяют представители управляющих компаний, чуть больше половины жильцов многоквартирного дома. Остальные делают это с опозданием, а то и вовсе не тратят на это время. Из-за такого временного «разбега» счет за ОДН увеличивается примерно на 15−20% в пиковые моменты.

 

В-четвертых, люди элементарно воруют ресурс. Останавливают счетчики с помощью различных приспособлений, переходников, перемычек. Плюс врезаются в сети пристроенные к домам магазины, парикмахерские и другие коммерческие объекты. В результате показания поквартирных счетчиков минимальны, чего нельзя сказать о домовых.

 

В-пятых, жильцы в некоторых случаях — непреднамеренно, а в некоторых — и сознательно, занижают показания индивидуальных приборов учета. В первом случае этим «грешат» пенсионеры, говорят коммунальщики. Но здесь все более-менее понятно — рассеянность, склероз, плохое зрение. Однако гораздо чаще этим занимаются собственники среднего возраста. Сейчас, когда заметно повысились тарифы на коммунальные ресурсы, они просто таким образом пытаются «восстановить справедливость», поскольку иных форм протеста попросту не знают.

 

Поймать таких собственников за руку — задача практически невыполнимая, уверены представители контролирующих организаций. Во время поквартирных обходов в 60 случаях из ста попасть внутрь помещения очень проблематично, а примерно 35% жильцов просто не пускают никого в дом. Между тем, заниженные показатели составляют порядка 50% в структуре платы за общедомовые нужды.

 

Наконец, шестая причина высоких показаний общедомовых счетчиков воды — банальные аварии в сетях, подгнившие трубы, изношенные вентили.

 

Меры профилактики

 

Что же могут предпринять активные и сознательные граждане, чтобы снизить цифры по ОДН в своих платежках? Исходя из сложившейся благодаря нормам перманентно обновляемого Жилищного кодекса, рычагов влияния на показания ОДН у жильцов не так уж и много.

 

Первый логически вытекающий из сложившейся ситуации шаг — постоянный контроль за счетчиками в режиме онлайн. Подобная идея уже высказывалась в начале лета Министерством строительства и ЖКХ. Но насколько готовы жильцы, управляющие компании и поставщики ресурсов вкладываться в это начинание? Это большой вопрос, особенно если принять во внимание стоимость инсталляции и последующие расходы на содержание и нынешнее состояние инженерных сетей. Хотя при грамотном подходе данная мера могла бы стать хорошим «противоядием» от временного разрыва при передаче показаний приборов учета, а также их фальсификаций и воровства ресурсов третьими лицами.

 

Проблему высоких показаний вследствие погрешности учетных устройств могла бы решить замена счетчиков на приборы более высокого класса. Но подобная операция целесообразна лишь тогда, когда она проводится во всем доме сразу. А это вновь упирается в вопросы финансирования, которые весьма болезненны для большинства граждан.

 

Третий способ снизить показания общедомовых приборов учета — заставить сотрудников управляющей компании предельно внимательно следить за состоянием внутренних инженерных сетей, оперативно устранять возникшие протечки и предотвращать появление новых. В этом случае, скорее всего, дополнительные расходы вряд ли потребуются. Но сколько это отнимет нервных сил, и найдутся ли в каждом доме сознательные жильцы, способные нести на своих плечах нелегкий груз постоянного подстегивания коммунальщиков? Пожалуй, эта тема заслуживает отдельного большого разговора.

 

 

Источник: http://svpressa.ru