Поиск по сайту:

Зачастую познания на эту тему у клиентов сводятся к смутному предположению, что «берут много, а за что – непонятно». На самом деле плата за помощь агентства бывает вполне посильной и разумной, а сами его услуги – необходимыми. Кроме того, здесь много различных нюансов, которые нужно знать, прежде чем переступить порог офиса риелторской компании.

Какие существуют формы оплаты?

Первый вариант – брать с клиента процент от стоимости объекта. Здесь есть своя логика: чем дороже недвижимость, тем выше ответственность посредника, и тем труднее бывает ее продать. Однако у такого популярного подхода есть и минус. Он приводит к тому, что риелтору невыгодно добиваться более приемлемой цены для покупателя. Успешно сторговавшись, он сам себя лишает части вознаграждения, так как он получит процент от меньшей суммы. Кроме того, все-таки реальную сложность сделки нельзя назвать прямо пропорциональной цене жилья. Иногда с дешевой «убитой» квартирой риелтор так замучается, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А получит меньше, чем за обычную продажу такой же «однушки», но в более приличном состоянии и менее криминальном районе.

Второй тип оплаты – фиксированная такса, независимо от суммы сделки. В таком случае специалист по недвижимости будет с энтузиазмом торговаться в интересах покупателя, не подсчитывая про себя возможные комиссионные. В то же время брать «твердую» сумму за дешевый объект – значит оттолкнуть продавца. Кто захочет, получив 130 тысяч рублей за дачу, отдать 40 тысяч агентству, то есть, по сути, треть выручки? Странно выглядит такая система и в обратной ситуации, когда стоимость объекта весьма высока. Например, продается недвижимость за 10 миллионов. Риелтор места себе не находит в поисках покупателя, потом нервничает на показах, потом многократно перепроверяет комплект документов. И после триумфального завершения сделки получает те же 40-60 тысяч, из которых больше половины он еще должен отдать агентству. Мотивация, прямо скажем, слабая.

Получается, что оба способа рассчитывать комиссионные - несовершенны. Поэтому многие агентства недвижимости находят такое компромиссное решение, как сочетание двух форм оплаты. Например, в некоторых компаниях с покупателя берут четко определенную сумму, а с продавца – процент со сделки. Другой вариант – комбинированная оплата, при которой часть комиссионных определяется как неизменная сумма (например, 50 000 рублей), а часть – как процент. Сторонники последней схемы говорят, что она позволяет клиентам избежать переплаты и вдохновляет агентство на то, чтобы продать квартиру по максимальной цене.

Сколько придется заплатить?

В общем, способы оплат услуг риелтора бывают разными. Но вы, наверное, хотите задать самый сакраментальный вопрос: «Так сколько?» Отвечаем: в среднем от 3 до 6% от стоимости недвижимости, если агентство устанавливает процентную ставку, но в любом случае не менее 30 тыс. рублей.

Возможно, вы удивитесь и даже возмутитесь: «Такие деньги?! Я вот слышал, один мой знакомый вообще 15 тысяч за сделку заплатил!» Не спорим, такое возможно. Вот только хочется поинтересоваться, как прошла сделка, и не было ли потом судебных разбирательств. Не было? Значит, знакомому крупно повезло. Ни одно приличное агентство не станет работать за такое вознаграждение - ведь это означает вести убыточный бизнес. А вот частный маклер может и согласиться. Только он не гарантирует ни юридическую безупречность сделки, ни физического освобождения квартиры, ни выписки прежних владельцев – вообще ничего. И найти его в страшный час «икс» будет труднее, чем поймать золотую рыбку в грязном пруду.

Особый случай – альтернативная сделка, которая представляет собой две сделки, неразрывно связанные между собой: продажу прежнего жилья и покупку нового. В такой ситуации, как правило, агентство заключает с клиентом не один, а два договора, в каждом из которых свой объект. А вот комиссионные рассчитываются по-разному: одни компании берут процент за всю сделку сразу, другие – отдельно процент с продажи и процент с покупки, а третьи – вообще фиксированную сумму.

Предварительно выясните, как именно происходит оплата услуг того агентства, куда вы хотите обратиться за помощью. При нынешнем разнообразии вы сможете выбрать способ расчета комиссионных, который вам кажется наиболее удобным. Однако, если расценки окажутся ниже указанного выше минимума, не спешите радоваться. Чрезмерно «демократичные» цены могут быть и осознанным маркетинговым ходом, чтобы вытеснить конкурентов (демпинг), и следствием недостаточной квалификации сотрудников и даже «несерьезности» компании. Поэтому постарайтесь сначала досконально узнать, что это за агентство, сколько лет оно на рынке, где оно находится (стоимость услуг отчасти зависит от арендной платы), располагает ли оно юридической службой, есть ли у него свой сайт, как отзываются о нем в Интернете и т.д.

Следует отдельно оговориться, что не всегда человек, пришедший в агентство, собирается «купить» весь комплект риелторских услуг, начиная с ознакомительной беседы и заканчивая физическим освобождением жилья. Это, конечно, идеальный вариант, но в жизни бывает так, что клиенту нужна какая-то одна отдельная услуга. При таком раскладе «процентный» способ оплаты сразу отпадает, так как еще неизвестно, будет ли сотрудничество продолжено. Нижегородские агентства в своем прайс-листе это мудро предусмотрели и указали, что один просмотр для покупателя или показ для продавца стоит до 5 000 рублей, справки из БТИ, выписки из лицевого счета стоят около 2000 рублей и т.д.

Кто платит: продавец или покупатель?

Еще один вопрос, на который современное риелторское сообщество не дает однозначного ответа. Тем не менее, эта злободневная тема активно обсуждается на форумах. Участники данной дискуссии занимают одну из четырех позиций: платит продавец, платит покупатель, платят оба поровну и, наконец, платит тот, кто больше заинтересован в сделке и обратился за помощью в агентство. У каждого свои аргументы, причем неслабые!

Во-первых, продавцу намного легче выполнить финансовые обязательства перед риелтором: ведь он получает «чемодан денег» за свою собственность. А вот покупателю нужно выложить круглую сумму за искомую квартиру да еще и за услуги агентства – притом свои кровные, наличные, «нажитые непосильным трудом». (Если, конечно, только сделка не альтернативная). Вывод: платить должен продавец.

Во-вторых, покупатель рискует гораздо больше продавца. Если с документами что-то не в порядке, и сделка будет признана недействительной, и именно он останется без крыши над головой и без копейки! Конечно, суд вынесет решение в его пользу, но 10 тысяч рублей в месяц никого не спасут. Кроме того, прежние хозяева могут медлить с физическим освобождением квартиры и с выпиской. На самом деле опасностей довольно много - все перечислять не будем. Главное, что без скрупулезной работы юриста и утонченной дипломатии риелтора здесь не справиться. Без агентства никуда. Вывод: платить должен покупатель.

В-третьих, и продавец, и покупатель пользуются услугами профессионалов. И тот, и другой получает квалифицированную помощь в решении жизненно важных проблем. Невозможно сказать, что труднее, купить квартиру или продать – все зависит от конкретного объекта и конъюнктуры рынка. Ясно одно: специалист по недвижимости работает и на покупателя, и на продавца (даже если в агентство обратился только один из них). Вывод: платить должны оба.

И, наконец, в-четвертых, весь цивилизованный мир давно пришел к тому, что клиент заключает с агентством эксклюзивный договор (ЭД): ты сотрудничаешь только с нами, а мы делаем все, что в наших силах. В России риелторский бизнес относительно молод, но и в нашей стране все больше специалистов работают по ЭД. Итак, в агентство пришел человек, подписал эксклюзивный договор, ему помогли, сделка свершилась, ура! Кто платит? Тот, кто заказывает музыку! А с какой стати другой участник сделки будет доставать кошелек? Он, может быть, и в мыслях не держал прибегать к услугам риелтора. Вывод: платить должен тот, кто обратился в агентство за помощью.

Позволим себе заметить, что наиболее справедливо, когда риелтору платит тот, кто к нему обратился. Осмелимся предположить, что скоро так и будет. Услуги риелтора становятся все популярнее, и через какое-то время у каждого (как на Западе) будет «свой» специалист по недвижимости. Но уже сейчас не стоит забывать, что мы платим специалисту по недвижимости не только за оптимальное решение квартирного вопроса в кратчайшие сроки, но и за безопасность сделки, что особенно важно. Кроме того, агентство помогает сторонам переговоров «прийти к общему знаменателю» и разрешает конфликты между ними. А еще… ну разве не стоит благодарности человеческое участие риелтора, его терпение и забота, его слова поддержки, когда вы уже совсем отчаялись?

Мнение эксперта

Директор АН «Виват-Риэлти» Елена Недоспасова:

- Раньше многие не понимали, за что платить специалисту по недвижимости. К счастью, сейчас наблюдается положительная динамика в этом отношении. Большинство людей осознает ценность риэлторских услуг. Но не всегда морально готовы за них платить столько, сколько они действительно стоят. Как показывает наша практика, средняя сумма, которая является психологически приемлемой для клиентов, составляет 50 тысяч рублей.

Конечно, среди посредников-одиночек встречаются те, кто декларирует очень низкие цены. В связи с этим особенно хочется подчеркнуть: риэлторские услуги нигде не стоят дешево! Просто агентство честно указывает, на какие деньги оно претендует, а частные маклеры получают их путем обмана (так называемая скрытая комиссия). И получается, что в агентстве запросили 70-80 тыс. рублей и взяли строго по прайс-листу, а частный маклер назвал сумму в 30 тыс. рублей, а на самом деле взял все 100-130 тыс. рублей! Впрочем, особенность отечественного менталитета такова, что иногда люди сами хотят быть обманутыми. Одна наша клиентка открыто сказала: «Лучше бы я не знала, сколько плачу!». Печальная тенденция. И опасная.

Когда заходит разговор о цене, задача риэлтора - объяснить человеку, что он получает от агентства. Далеко не все обращают внимание на такую неотъемлемую часть нашей работы как анализ ситуации на рынке, маркетинговое исследование и создание бюджета сделки (причем таким образом, чтобы клиент мог и удовлетворить свои потребности, и заплатить нам). Мы находим самый оптимальный вариант для покупки или продажи, определяем наилучшую цену, на которую, однако, вы и вправду можете рассчитывать. Такие действия специалиста трудно «выложить на бумагу», но они очень важны.

Что касается форм оплаты, то я считаю, что их нужно выбирать с учетом ситуации. В случае продажи логично брать процент от стоимости объекта, так как это мотивирует риэлтора продать его по максимальной стоимости. А в случае покупки лучше твердая сумма. Хотя, когда есть необходимость, мы отступаем от правил. По моему мнению, если покупатель платит агенту процент от стоимости квартиры, и он успешно сторговался в его интересах, то он заслужил премиальные. Увы, не все клиенты с этим согласны…

 

Источник: http://www.ppl.nnov.ru