Поиск по сайту:

На днях завершилось общественное обсуждение перечня критериев, на основании которых соинвесторы долевого строительства будут получать официальный статус пострадавших от действий недобросовестных компаний.

 

Формальным предлогом для разработки критериев послужило отсутствие понятия «обманутый дольщик» в российской правоприменительной практике. Считается, что этот пробел не позволяет властям получить достоверную информацию о масштабах проблем в долевом жилищном строительстве, а также выработать универсальные схемы завершения долгостроев.

 

Впредь Минрегион предлагает принимать к рассмотрению и учитывать в специальном реестре не все подряд жалобы дольщиков, поступающие в органы власти, а только те, которые соответствуют установленным критериям. В частности, если строительство дома застопорилось более чем на шесть месяцев (и этот факт подтвержден органом, уполномоченным выдавать разрешения на строительство, либо судом), если отозвано разрешение на строительство, не оформлены земельные правоотношения, новостройка не подключена к инфраструктуре, застройщик признан банкротом, дольщики признаны потерпевшими по уголовным делам и пр.

Авторы критериев предлагают не признавать пострадавшими граждан, которые покупали квартиры после 2010 года не по договорам долевого инвестирования и на том погорели. «Обманутыми» признают лишь тех, кто официально заключил договор долевого строительства в рамках 214-ФЗ, не соблазнившись на «серые» схемы. Возможно, разработанные Минрегионом критерии позволят консолидировать информацию о нарушениях в сфере долевого строительства. Сегодня каждый регион формирует списки обманутых дольщиков и проблемных строек по своему усмотрению. В результате государство не в состоянии не только выполнить обещания, но даже достоверно определить масштабы бедствия.

В то же время конструкция документа и использованные в нем формулировки таковы, что существенно сужают круг граждан, которые смогут рассчитывать на участие государства в решении проблем, связанных с долевым инвестированием. В частности, рискуют остаться без господдержки соинвесторы, обманутые при покупке готовых новостроек — согласно предлагаемым критериям, на момент привлечения денежных средств дома не должны быть введены в эксплуатацию. В реестр обманутых дольщиков планируется не включать граждан, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов с целью, не связанной с последующим проживанием. Однако не вполне понятно, каким образом будут определяться истинные намерения покупателей жилья. Кроме того, риски, связанные с произвольным толкованием этой нормы, могут возникнуть у покупателей апартаментов.

Наконец, остается открытым вопрос, на какие преференции и гарантии смогут рассчитывать дольщики, включенные в реестр: ведь до сих пор не предложено конкретных схем и механизмов, которые позволили бы решить проблему обманутых дольщиков в предельно сжатые сроки. В отсутствие реальных финансово-организационных инструментов предложенные Минрегионом критерии могут превратиться в бюрократический фильтр, направленный только на искусственное сокращение объема претензий граждан к государству.

Источник: http://news.ners.ru