Поиск по сайту:

В Госдуму внесен законопроект, запрещающий Сбербанку и «Почте России» брать комиссию за коммунальные платежи. Кроме того, власти намерены установить максимальную сумму платежки за ЖКУ и ограничить рост тарифов прошлогодней инфляцией. За этими приятными для граждан новостями остается неясным, где правительство возьмет 9 трлн руб. для замены изношенной более чем наполовину инфраструктуры ЖКХ.

Пара порогов

Законопроект, запрещающий Почте России и Сбербанку брать комиссию при оплате услуг ЖКХ, внес в Думу депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев. Как говорится в пояснительной записке к проекту закона, сейчас получается, что граждане платят по установленным государством тарифам и при этом государственные же структуры дополнительно зарабатывают на перечислении этих средств. На сегодня комиссия, введенная в 2010 году, составляет около 1% суммы платежа. По расчетам депутата, новый закон позволит российским семьям экономить до 500 руб. ежегодно. Инициатива Михаила Дегтярева отвечает общему вектору развития сферы ЖКХ, предполагающему ограничение роста затрат граждан.

Одно из наиболее серьезных изменений, ожидающих коммунальщиков и потребителей, связано с началом действия программы, утвержденной Владимиром Путиным на Госсовете в июле 2013 года. Согласно программе, с 2014 года тарифы на коммунальные услуги будут устанавливаться на несколько лет, и индексировать их можно будет только на уровне инфляции за предыдущий год. Например, по прогнозам Министерства экономического развития, инфляция за 2013 год составит 5—6%, и в 2014 году рост тарифов ЖКХ на большую величину в процентах будет запрещен.

Планируется, что тарифы будут утверждаться на пять лет. Первый этап, на котором предполагается обкатать схему, займет три года (с 2014 по 2016 год). Реформа коснется сферы ресурсоснабжающих предприятий, поставляющих воду, тепло, газ и электричество, где раньше тарифы утверждались каждый год.

Планы тотальной модернизации сферы ЖКУ содержат еще один финансовый порог. Экспертная группа при правительстве РФ в июне представила законопроект, вводящий долгосрочное регулирование предельного размера совокупного платежа за коммунальные услуги для населения. По словам руководителя рабочей группы по развитию ЖКХ экспертного совета при правительстве РФ Андрея Чибиса, цель планируемого новшества — привести к общему знаменателю эпизодические попытки федерального центра ограничить рост расходов населения. Теперь предельная сумма платежа за ЖКУ будет утверждаться правительством на пять лет и закрепляться юридическим актом. То есть именно федеральный центр будет определять максимальный размер счета в квитанции за электричество, газ, воду и отопление. Предполагается, что и для этой планки будет определен механизм индексации.

За субъектами федерации останется право варьировать тарифы с учетом установленной планки расходов. Предположим, что общероссийский ежемесячный максимум трат домохозяйства на коммунальные услуги будет закреплен на уровне 2500 руб. При этом сумма в платежках, например, на Алтае может быть 1 тыс. руб., а скажем, в Московской области — 2,3 тыс. руб., но в любом случае независимо от населенного пункта и региона она не должна превышать тот самый установленный предел — 2500 руб.

Эти два ограничения — по максимальной сумме платежки и по максимальному росту тарифов ЖКХ — должны существенно снизить динамику трат россиян на коммунальные услуги. Правда, условие — не более 6% роста за год — Федеральная служба по тарифам (ФСТ) планировала соблюсти еще в этом году. И вроде бы соблюла: с июля 2013-го цены на ЖКХ по России были увеличены на 12—15%, что за год составило 6—7,5%, так как первую половину года мы платили по старым расценкам. Однако более тысячи населенных пунктов уже попали в зону риска: тарифы для них достигли предельной величины и даже могут ее превысить.

Несмотря на уверения региональных властей, что все переплаты будут профинансированы за счет городских бюджетов, социальная напряженность в связи с ростом коммунальных платежей увеличивается. Опрос ВЦИОМа показал, что проблемы ЖКХ по-прежнему являются самыми острыми и волнуют 55% населения.

Глава ФСТ Сергей Новиков подчеркивает, что абсолютно одинаковых тарифов во всех регионах быть не может. Служба уточняет, что стоимость коммунальных услуг зависит от степени изношенности оборудования, энергоемкости сетей, климатических условий, особенностей производства и транспортировки услуги, объема потребления ресурсов, размера субсидий гражданам и бюджетных возможностей конкретного региона.

Гибкость на местах

По данным «РИА Рейтинг», самую большую долю ежемесячного бюджета тратят на ЖКУ граждане, живущие на Дальнем Востоке: в Амурской области — 13,59% общих расходов, в Камчатском крае −13,27%, в Магаданской области — 12,75%. Близко к лидерам находятся Рязанская (12,27%) и Московская (11,78%) области. При этом Москва, где общие расходы, приходящиеся на одного члена семьи, самые высокие в России — 25 576 руб. (в Амурской области — 12 тыс. руб.), находится внизу списка. У жителей столицы доля коммуналки занимает всего 6,73% всех потребительских расходов.

Меньше всего на услуги ЖКХ тратят граждане в республиках Северного Кавказа, на Алтае и в Башкирии (5—6%). При этом для находящейся на предпоследней строчке Башкирии этот показатель равен 5,41%, а для замыкающей рейтинг Чеченской республики — 0,99%. И кстати, в Чечне потребительские расходы из расчета на одного члена семьи составляют всего 5138 руб., что является самым низким показателем в стране после Ингушетии.

На самом деле минимизация суммы в квитанциях — вторичная задача при введении максимума совокупного платежа за ЖКУ. Это скорее стратегический шаг, который должен ограничить произвол со стороны региональных поставщиков, устанавливающих экономически необоснованные тарифы. Только в июле после судебного разбирательства и вмешательства прокуратуры были отменены завышенные тарифы на теплоснабжение в Пермском крае и на газоснабжение в Калужской области.

По мнению экономистов, с новой схемой, с установленной максимальной суммой платежа по комплексу услуг, регионы смогут более гибко управлять денежными потоками внутри системы поставщиков воды, тепла, газа и электричества. А вследствие этого уменьшатся и расходы населения. Местное правительство будет самостоятельно решать, какие тарифы требуют повышения и на сколько, а какие можно и срезать без особого ущерба для поставщика так, чтобы в итоге сохранить бюджетный баланс.

Президент поручил Федеральной службе по тарифам создать советы потребителей при каждом региональном регулирующем органе, так как именно они устанавливают конечные тарифы для населения. Первый подобный контрольно-консультативный орган появился в Ленинградской области в мае этого года. В него вошли члены профильных ассоциаций предприятий ЖКХ, региональные чиновники и эксперты.

Стоит упомянуть, что кроме доли ЖКУ в общих расходах в зависимости от региона разнится еще и уровень инфляции в зависимости от социальной группы. Директор Института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ Сергей Смирнов говорит, что помимо процента инфляции, высчитанного в среднем по стране, существует персональный уровень инфляции для домохозяйства. Потребительская корзина и структура расходов будут сильно отличаться, если, к примеру, взять пенсионеров, семьи с маленькими детьми и семьи, где дети уже стали студентами. У малообеспеченных и социально незащищенных групп населения уровень персональной инфляции выше среднестатистического. И потому они окажутся в выигрыше.

Основной расход

Нынешние инициативы не первая попытка притормозить быстро растущие цены на ЖКУ. За последние 20 лет в России только на федеральном уровне было принято 158 законов и 3124 подзаконных акта, регулирующих сферу ЖКХ. В июне 2012 года депутаты из «Справедливой России» внесли в Думу проект, предполагающий ограничение роста тарифов ЖКХ официальным уровнем инфляции. Оксана Дмитриева, одна из депутатов-разработчиков закона, объясняла необходимость его принятия несоизмеримостью годовой инфляции и тарифов ЖКХ. Например, в 2011 году тарифы выросли на 11,7%, почти вдвое опередив инфляцию, составившую 6,1%. Подобная ситуация сложилась и в 2010 году, когда при инфляции 8,8% тарифы увеличились на 13%.

Однако этот законопроект не дошел даже до второго чтения. Андрей Чибис считает, что существенным его недостатком было предложение устанавливать тарифный максимум для каждой отрасли. Заморозка тарифов на отдельные виды услуг естественных монополий мешает рациональному распределению средств и может привести к убыточности некоторых ресурсоснабжающих предприятий. Институт максимального совокупного платежа, по словам эксперта, позволил бы в этом случае компенсировать потери за счет планового снижения издержек в другой отрасли естественных монополий.

Впрочем, у новых инициатив властей, так же как и у всех предыдущих, могут возникнуть сложности с реализацией. Дело в том, что ключевая проблема нашего жилищно-коммунального комплекса — изношенность оборудования. Именно с этим во многом связана неэффективность работы управляющих компаний и переплата за ресурсы. И именно эта проблема, скорее всего, так и останется нерешенной.

По поручению президента количество аварий и чрезвычайных ситуаций при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов должно быть снижено в 1,5 раза к 2017 году. Чтобы выполнить это поручение, муниципалитетам придется заменить значительную часть устаревших производственных мощностей. Задача эта представляется трудновыполнимой, так как средняя изношенность оборудования по России составляет около 60%, а на некоторых предприятиях достигает 80%. Только в сфере теплоснабжения сети, служащие более 25 лет, составляют около 50% общего количества теплотрасс.

Чтобы амортизировать 30% изношенного оборудования, потребуется 4,1 трлн руб. По словам Владимира Путина, для замены всего оборудования, отслужившего свой срок, потребуется 9 трлн руб. Сейчас, когда дефицит бюджета оценивается примерно в 1 трлн руб., найти эти 9 трлн представляется практически невозможным. Единственный выход — существенное повышение платы за коммунальные услуги. Однако этот вариант опасен социальными волнениями, которых власти намерены избежать любой ценой. И судя по предпринимаемым ими действиям, сценарий резкого роста оплаты ЖКУ вообще не рассматривается. Ситуация получается почти безвыходная, если, конечно, внезапно не объявятся многочисленные частные инвесторы, готовые вкладывать средства в предприятия ЖКХ, работающие на оборудовании еще советских времен.

Валерия ЧИЖИКОВА

 

Источник: http://kommersant.ru