Высший арбитражный суд (ВАС) кардинально изменил свою правоприменительную практику по вопросу начисления земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости объекта. Юристы позицией суда удивлены и считают, что налоговики все равно не откажутся от устоявшейся практики.

Причиной пересмотра судебной практики по начислению земельного налога послужил спор между межрайонной инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области и Омским заводом металлоконструкций. Завод в течение года по-разному рассчитывал земельный налог, поскольку кадастровая стоимость земли за этот срок поменялась (изменился вид пользования). Однако налоговики, руководствуясь статьей 391 Налогового кодекса (НК), решили, что сумма земельного налога должна определяться, исходя из кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на начало календарного года.

В итоге тройка судей указала на то, что выводы налоговиков неправомерны. При этом коллегия судей отметила, что налогообложение земельных участков по правилам их кадастровой стоимости на начало года, которая уже изменилась в течение года, «на момент исчисления налога не имеет экономического обоснования». Такой расчет противоречит пункту 3 статьи 3 НК, в силу которого налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными, пояснили судьи.

«Для иных, помимо участника данного спора, землевладельцев такое решение может иметь неоднозначные последствия, — комментирует ведущий юрист налоговой практики Sameta Ксения Левина. — С одной стороны, компаниям в случае снижения кадастровой стоимости и, соответственно, уменьшения налоговой базы, будет проще пойти в суд и защитить себя. С другой стороны, при повышении кадастровой стоимости (а эта ситуация встречается гораздо чаще, особенно в отношении земель из категории промышленности), если налоговики будут руководствоваться решением ВАС, эту позицию налогоплательщикам отстоять будет гораздо сложнее. В таком случае у владельцев «подорожавшей» земли возникнет обязанность по увеличению налоговой базы по указанному налогу».

В России кадастровая стоимость может меняться из-за изменений ситуации на рынке, вследствие изменения ценообразующих факторов (например, возле участка построили важный инфраструктурный объект или, наоборот, сделали помойку), а также изменения категории объекта и вида его использования. В последнем случае разница может быть в несколько тысяч раз, например, если земли сельхозназначения отдаются под застройку, говорит председатель комитета ТПП по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Олег Скуфинский.

Причем российский рынок недвижимости, как правило, держится на завышенных ценах, и во многих случаях реальную стоимость земли никто не знает. Поэтому и потенциал налогоплательщиков по оптимизации налоговой базы большой, считает г-н Скуфинский. «Если в стране не будет создан институт кадастровой оценки, то риск государства может исчисляться минимум 1,2 трлн имущественных налогов и сборов, — добавляет он. — Можно предположить, что количество апелляций будет геометрически увеличиваться, потому что законодательство это позволяет делать, и потери бюджета будут стремительно расти».

Эксперты уверены, что для самих налоговиков последствий от этого решения ВАС будет немного. «Считаю подобное решение президиума ВАС РФ необоснованным, так как пункт 1 статьи 391 НK однозначно говорит о том, что налоговая база по земельному налогу определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Она не может меняться в течение года. Учитывая, что выводы ВАС считает необоснованными и Минфин (письмо от 05.10.12 №03-05-05-02/101), никакого влияния на позицию налоговых органов это постановление не окажет. Инспекторы продолжат следовать букве НK, даже рискуя проиграть в суде. Если, конечно, Минфин не изменит свою позицию под влиянием ВАС», — говорит налоговый эксперт Евгений Тимин.

В ФНС предпочли не комментировать решение ВАС до появления резолютивной части.


Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2012/11/12/focus/562949985111871