Поиск по сайту:

Если бы молодость знала, если бы старость могла …

Насколько принципиальна в работе риэлтора такая графа в анкете, как «возраст»? Почему одни агентства при найме указывают возрастной порог, а другие готовы брать даже пенсионеров? Послушаем специалистов с форума NERS.ru.

Философия профессии

Если обратиться к реалиям, например, США, то там средний возраст риэлтора – аж 56 лет. В периоды экономических бумов профессия несколько молодеет, но при первых же всполохах кризисных явлений, как то было в 2007 году, все возвращается на круги своя. Опыт, знания, житейская мудрость, отсутствие голодного блеска в глазах – лишь часть тех качеств, на которые первым делом клюют американцы, доверяя специалисту серьезные операции с недвижимостью. 

Впрочем, философия профессии риэлтора у нас и в США – это две большие разницы. Если за океаном риэлтор – это больше умудренный психолог, зрелый специалист с ворохом рекомендаций, зачастую семейный консультант, сродни врачу или адвокату, который ведет дела одной династии от деда до внуков. То у нас – скорее марафонец, которого, аки волка, кормят ноги. А беготню сподручнее доверять молодым, которых выбрасывают на рынок пачками. Выживут – хорошо, нет – бросим в бой новых.

- В США нет всеобщей «риэлторской повинности», которая с легкой руки корпораций имеет место у нас. Студенты, люди с 8-ю классами образования – все годятся в горнило активного поиска. Холодные звонки, расклейка, "скрытка" – три кита, на которых держаться нынешние массовые кузницы «риэлторов». Тупо и неэффективно, но стратегия больших чисел дает результат. Одна винтовка на десять бойцов, и вперед – на клиентов. Хоть кого-то вытянут, посадят на эксклюзив – уже копеечка в карман организаторов конвейера, - говорит Николай Тюленев, генеральный директор АН «Семь холмов», Москва.

К тому же не следует забывать демографический фактор. «Российский мужчина 54-56 лет чаще всего представляет собой печальное зрелище, - замечает Сергей Тихоненко, директор АН «Априори», Москва. - У женщин ситуация чуть лучше, но не намного».

В общем, не удивительно, что средний возраст российского риэлтора колеблется в диапазоне от 30 до 40 лет, а большинство агентств при наборе стажеров указывают возрастной ценз – до 45, максимум 50 лет.

Зрелость против молодости

Спросите у любого HR-менеджера, и он, заливаясь соловьем, популярно расскажет, почему работодатели не желают иметь дело с людьми за 45. Считается, что работник к этому возрасту утрачивает гибкость мышления, физическую и психологическую мобильность, способность все запоминать и схватывать на лету, тягу к обучению и самообразованию. Он привык работать по старинке, ему тяжелее даются новые технологии. У него зачастую бывает завышенная самооценка, особенно если человек успел побывать на каких-нибудь мало-мальски руководящих постах. Он более раздражителен в силу груза обид и «вредного» опыта, накопленных на предыдущих местах работы. В конце концов, его куда сложнее гонять в хвост и в гриву. 

Но! Если начальство отличается толерантностью или имеет на вышеозначенное иную точку зрения, то тот же HR-менеджер не менее популярно расскажет, в чем минусы молодых и крепко спаянные плюсы зрелых работников.

Молодым недостает жизненного опыта и мудрости, элементарных знаний психологии. Им сложнее общаться с людьми, к ним меньше доверия. Да, молодые все быстро схватывают, но среди них и самая большая текучка. «Большинство молодежи идут в профессию не за опытом, знаниями и уж, тем более, традициями, а за быстрым «баблом», которое обещают корпоративные зазывалы – вербовщики», - констатирует Николай Тюленин. Иными словами, молодежь, как правило, больше нацелена на достижение сиюминутных, собственных целей.

А вот зрелые специалисты в первую очередь ориентируются на клиентов, и те прекрасно это чувствуют. К тому же многочисленные исследования показывают, что профессионалы и за 50 ничуть не утрачивают креативность. Только креатив сей иного рода – основан на ранее приобретенных знаниях и приверженности к определенным традициям, а молодежь, предлагая новое, норовит до основания разрушить все старое, что далеко не всегда эффективно.

Бывалый спец не рванет на 10 000, как на 500, - он предпочтет все сделать с чувством, толком и расстановкой. Опыт не пропьешь, и это особенно верно в сфере недвижимости.

Мнение экспертов

А теперь послушаем мнение экспертов в сфере недвижимости, озвученные на форуме NERS.ru. 

- По моим наблюдениям, агентства держатся на тетушках за 40. У них уже выросли дети, семья не требует много времени, а сил и желаний еще достаточно. Жизненный опыт помогает находить общий язык с клиентами, вникать в их проблемы, быть «жилеткой» и давать советы. Тетеньки исполнительны и дисциплинированны. Им труднее найти другую работу, нежели молодым, и поэтому среди них текучка меньше. Все ли они успешны? Увы, большинство из них «середнячки», и они дают план «общей массой», - Екатерина Руссова, риэлтор из Санкт-Петербурга.

- В любой сфере деятельности должна быть и молодежь с их безбашенными экспериментами, изобретательностью, здоровым авантюризмом, неиссякаемой энергией. И старшее поколение, умудренное опытом, расчетливое, осторожное. Зрелые передают молодым свои знания и опыт. Молодые привносят здоровую тягу к жизни, заряжают окружающих неиссякаемым оптимизмом и безудержным желанием творить. Только тогда, на мой взгляд, коллектив будет полноценным, здоровым и сильным, - Галина Воронина, АН «Атлантик», Москва.

- Перекос в сторону старения – не есть хорошо. Но у зрелых риэлторов имеется несколько важных преимуществ. Старички, в отличие от молодежи, не ищут, где лучше, составляя тот самый лояльный костяк компании, вокруг которого и вертится весь бизнес. Старички хорошо помнят основы бизнеса, не позволяя техническим новинкам заместить непреложные ценности, такие, как искусство создавать отношения с клиентами, искусство создавать партнерские связи с коллегами, искусство коммуникаций, искусство рукописных благодарственных писем, искусство фоллоуап - общения после событий и получения отзывов. Старички не ленивы, им не надо заниматься детьми, работа для них частенько – основное развлечение. Короче, опытные взрослые люди - настоящий клондайк для риэлторских компаний, - Наталья Столярова, специалист по недвижимости из США.

- Во всем мире лучший движок для бизнеса - голодная, агрессивная, целеустремленная, энергичная молодежь, готовая стекло грызть, лишь бы только продвинуться и преуспеть. То, что молодежи риэлтерство не интересно - это деградация профессии, - Сергей Тихоненко, АН «Априори», Москва.

- Как ни странно, именно наша «полевая» работа прибавляет остроты ума и является профилактикой самых неприятных болезней вроде Альцгеймера или всяких склерозов. В «прошлой» жизни я только одно помнила твердо – что у меня плохая память. А в феврале я буду праздновать 10-летие риэлторства, и этот факт я уже 9,5 лет прекрасно помню, - Елена Чижова, риэлтор из Санкт-Петербурга.

- Молодых, на мой взгляд, отпугивает от профессии необходимость идти более длинной и сложной дорогой. Им не хватает терпения долго ждать, соблазнов вокруг стало много. Хорошо жить хочется как можно быстрее, все вокруг на дорогих иномарках, создается ощущение, что эти люди где-то быстро и не напрягаясь достали кучу «бабла», а попробовав себя в риэлторской деятельности ко многим быстро приходит понимание, что это не здесь … Агентство, в котором я работаю, - самое крупное в городе. Из пятисот сотрудников 70% - это как раз женщины за 40, на них вся «вторичка» держится. А вот в коммерческом отделе – все больше молодежь, причем мужчины, - Роман Доманский, риэлтор из Нижнего Новгорода.

- У ветеранов, благодаря обретенному чутью и утраченному «мальчишескому максимализму», КПД намного выше! Они практически не делают бесполезных движений, каждое их действие, телефонный звонок, встреча – все максимально эффективно и, как говорится, «в кассу». А со стороны они могут казаться медлительными и ленивыми, - Владимир Грохотов, АН «Квартирный вопрос», Усть-Каменогорск, Казахстан.

- С опытом приходит понимание, что можешь разрулить любую ситуацию, найти достойный выход из любого положения. Это дает уверенность и спокойствие, которое передается в свою очередь клиентам и даже контрагентам. Комфортная работа доставляет удовольствие. А устать от удовольствия сложно, - Николай Тюленев, АН «Семь холмов», Москва.

- Я - за молодёжь, за их быстрые ноги, за свободные мозги, за компьютерную грамотность. Научить способам выявления потребностей и телемаркетингу - не проблема. А их ошибки поправят или не дадут допустить старшие и более опытные товарищи, - Ольга Меркулова, ООО «Траст», Воронеж.

- Простой пример из жизни. В 20 лет гонял на машине, думал, быстрее ветра. В 30 лет сбавил обороты, замечая, что на следующем светофоре все равно стоим той же толпой. В 40 лет стал приходить к светофору к включению зеленого, не дергаясь и не перестраиваясь. В 50 – просто кайф катить, созерцая суету 20-летних … Так и по сделкам. 90% «порожняка» я вижу интуитивно, благодаря жизненному опыту. Потому суета младших коллег ничего, кроме стеба, не вызывает, если те не слышат советы и рекомендации бывалых, - риэлтор из Ижевска под ником alexis18.

Не буду утомлять затяжными выводами из вышесказанного. Резюме элементарно: только в сплаве опыта и молодости – сила агентств недвижимости. А все эти ограничения по возрасту – не более, чем предубеждения недальновидных начальников. За молодежью, разумеется, будущее, но оного без опыта прошлого не бывает.

Андрей Гусев

Источник: ners.ru