Поиск по сайту:

Федеральная служба по тарифам обратилась к правительству с предложением дополнительно индексировать тарифы на коммунальные услуги в 2013 году. Больше всего предлагается увеличить тарифы на тепло (11,5% против 9,5% согласно прогнозу Минэкономразвития) и водоснабжение (11—13% вместо 5—6%). Это значит, что гражданам услуги ЖКХ будут обходиться на 15% дороже. Минэкономразвития планировало 10-процентный рост. Коммунальщики оправдывают это тем, что отрасль находится на грани техногенной катастрофы. Употребляют сильные выражения вроде «подземный Чернобыль», намекая на износ основных фондов.

Разговоры об износе особенно активно велись еще десять лет назад, когда все боялись проблемы-2003 — техногенного коллапса в России: трубы, проложенные еще при Сталине, должны были лопнуть. Пока не лопнули. Зато лопнуло терпение руководства страны. Еще в 2011 году на заседании президиума Госсовета в Нарьян-Маре бывший тогда в должности президента Дмитрий Медведев, возмутившись масштабами финансовых проблем в ЖКХ, поручил создать единый информационный ресурс, который сообщал бы о работе управляющих компаний (УК), поскольку их открытость, как отмечалось на заседании, является одним из главных условий наведения порядка в сфере ЖКХ. В 2012 году этот ресурс так и не был создан, а общая задолженность предприятий ЖКХ за потребленные топливно-энергетические ресурсы составила 100 млрд руб. Многомиллиардные долги — результат массовых банкротств проворовавшихся управляющих компаний.

По данным ВЦИОМ, 55% граждан России считают ситуацию в ЖКХ самой большой проблемой страны. ЖКХ умудрилось обогнать инфляцию (50% респондентов), а также алкоголизм с наркоманией и коррупцией (48%).

В первую очередь это касается именно УК. Это самая распространенная форма управления жилым фондом в нашей стране. ТСЖ, требующие личной ответственности жильцов, не прижились: 8,5% от общего числа квартирных собственников — это, как говорится, не показатель.

С момента принятия постановления правительства №731, обязывающего УК раскрывать информацию о своей деятельности, прошло более двух лет, а, по оценкам экспертов, в полном объеме оно выполняется в целом по стране процентов на 30—50. Минимум открытости — максимум свободы, вот по какому принципу действуют УК. Это и неудивительно: появившись на месте полумертвых ДЕЗов и ЖЭКов, большинство управляющих компаний существовало лишь в условно конкурентной среде, все усилия употребляя на то, как получить деньги за фактически не оказываемые или оказываемые в недостаточном объеме услуги. Усилия не пропадали даром: большинство управляющих компаний были похожи как две капли воды, и при всем богатстве выбора другой альтернативы не было.

В особых случаях рынок полностью монополизировался: в Волгограде, к примеру, и.о. главы города Валерий Васильков заодно является учредителем как минимум семи УК.

Ситуация стала медленно меняться вместе с уровнем жизни: возникло жилье лучшего качества, чем стандартная пяти-девяти-четырнадцатиэтажка, и возникла необходимость в лучшем обслуживании. На рынке появилась какая-никакая, а конкуренция.

Однако эта конкуренция пока крайне слаба. Количество еще не перешло в качество. И нарастать конкуренция будет медленно: нет рыночного запроса, он еще окончательно не созрел. Вместе с тем государственные УК подспудно вели агитацию среди населения, убеждая его в том, что их конкуренты, частные компании, будут драть с людей три шкуры. И это подействовало. В основном по этой причине с момента законодательного закрепления права на выбор им воспользовались совсем немногие.

Между тем доля частных управляющих компаний сегодня больше 70% и будет расти дальше — с увеличением числа активных собственников, заинтересованных в получении качественных услуг. Рост тарифов и полное отсутствие роста качества оказания услуг государственными компаниями могут закономерно вызвать большую рыночную активность частных.

Государство оказалось в двойственном положении. Несмотря на сложившуюся сегодня ситуацию, власти не могут не понимать, что уменьшать присутствие на рынке ЖКХ необходимо: нужно повышать эффективность отрасли и снижать уровень коррупции. Об этом неоднократно делались заявления на самом высоком уровне.

Был разработан ряд инструментов. В том числе Жилинспекция — контролирующий орган, призванный следить за деятельностью УК. В Жилинспекцию можно жаловаться, если компания завышает стоимость работ или вообще не выполняет их. Но чтобы Жилинспекция могла обработать огромный массив жалоб, ей необходимы современные средства автоматизации. Эти же средства нужны ей для сбора информации о работе УК — о ценообразовании, числе работников, услугах. В конце концов, 731-е постановление правительства обязывает УК эти данные публиковать, в том числе в прессе. И уж точно информационные технологии помогли бы Жил­инспекции проводить сравнительный анализ всех данных о работе управляющих компаний и делать соответствующие выводы.

Пока же не будет создана эффективная система взаимодействия в цепочке «контролирующий орган — управляющая компания — население», у потребителя не появится реальной возможности выбора, а рынок, который вполне может стать цивилизованным, останется только его видимостью.

Источник: rbcdaily.ru