Поиск по сайту:

Однако фактически она значительно выше, стало ясно на Неделе российского бизнеса, организованной РСПП.

Более того, нагрузка растет с каждым годом. "Нужно принять во внимание уровень теневой экономики, который, по разным оценкам, составляет около 15%. В деньгах это примерно 8 трлн рублей, или 2 с лишним трлн рублей недоплаченных налогов. То есть если перераспределить нагрузку на бизнес без учета компаний, работающих "в тени", получится, что она составляет 40-45%. Это очень высокая планка", - говорит Сергей Беляков, заместитель министра экономического развития РФ.

 

По словам президента РСПП Александра Шохина, сославшегося на исследование Всемирного банка, за последний год уровень налоговой нагрузки в России вырос с 47% до 54%. И это совсем не способствует росту конкурентоспособности наших компаний. Скорее ставит на них крест. Однако снижать фискальное бремя государство в ближайшие годы не собирается, напротив, изыскиваются способы увеличить сборы, правда, не за счет увеличения ставок.

Основные изменения будут реализованы за счет перераспределения нагрузки между разными категориями плательщиков. "Могут меняться условия налогообложения между секторами экономики и внутри них, но общая налоговая нагрузка, мы считаем, повышаться не должна. Это базовый тезис сегодня", - сообщил Сергей Беляков. Не секрет, что и сегодня налоговая нагрузка не является равномерной. Для добывающего и обрабатывающего комплексов установлены более высокие платежи в бюджет. Уже сейчас можно предположить, каким отраслям придется платить в казну больше средств. "Всем нам заметна тенденция увеличения акцизов на алкоголь и табачные изделия, которая продолжится и в дальнейшем", - отметил замглавы минфина Сергей Шаталов.

Он сообщил, что основные положения налоговой политики останутся неизменными до 2016 года.

 

При этом он высказал мнение, что, скорее всего, эта тенденция сохранится вплоть до 2018 года. По его словам, это относится к НДС, который не станут заменять налогом с продаж ближайшие шесть лет. При этом будут приняты меры для улучшения администрирования этого налога. В частности, введены электронные декларации по НДС. Шаталов также отметил, что условия по кредитам и займам, которые предоставлялись взаимозависимым лицам на нерыночных условиях, останутся неизменными до окончательной выплаты средств. Государство решило не вмешиваться в уже установленные договоренности бизнеса. Безусловно, это хорошая новость для предпринимателей.

Одной из важных задач перенастройки налоговой системы является децентрализация поступлений. "Дискуссия о необходимости этого шага ведется давно, пришла пора принимать какие-то решения. Важно, чтобы доходы формировались в большей степени по регионам и в меньшей степени в федеральном бюджете", - сказал Сергей Беляков.

Также замглавы минэкономразвития акцентировал внимание на том, что государству стоит перестать увеличивать сборы за счет дополнительных платежей. "У нас есть возможность собрать сумму больше в бюджет, мы уже делали это в предыдущие годы. Но важно научиться распоряжаться теми средствами, которые мы имеем. Денег достаточно: в экономике, в бюджете. Катастрофически плохо обстоят дела с их расходованием. Если мы не наведем порядок в этой области, то сколько бы мы ни собирали средств, они все равно будут тратиться неэффективно", - считает Беляков.

 

Собрать дополнительные средства в бюджет без повышения налогового бремени чиновники планируют за счет "вывода из тени серого сектора экономики". Комплекс мер по этому направлению уже подготовлен минэкономразвития. "Есть факторы, которые влияют на то, что теневой сектор активно развивается. В том числе это объем наличного оборота, который сложно контролировать, - говорит Сергей Беляков. - Мероприятия по противодействию теневой экономике направлены на то, чтобы, не ущемляя права держателей денежных средств, иметь возможность качественно контролировать финансовые потоки. Запланированные меры постепенно приведут к сокращению наличных денег в экономике. Естественно, мы не хотим такого развития событий, когда инфраструктура будет не готова к тому, чтобы отказаться от наличного оборота, а обязанность уже начнет действовать".

Кроме того, планируется тщательнее контролировать поступающие в компании от граждан платежи. К примеру, речь идет о проверках платежных терминалов, владельцы которых далеко не всегда фиксируют все полученные средства, тем самым уводя часть прибыли от налогообложения. Качественное администрирование поступлений в этой сфере может защитить не только государство, но и потребителей услуг от непомерных комиссий.

 

Налоговая политика в ближайшее время будет характеризоваться не только ужесточением контроля со стороны налоговых органов. Предусмотрены и послабления, но только для определенных территорий. На Дальнем Востоке и в Забайкалье может появиться особый налоговый спецрежим, который будет действовать только на этой территории. Соответствующий законопроект подготовил минфин. "Это своего рода аналог особой экономической зоны, который позволяет оказывать помощь новым производствам. Не модернизированным, не реконструированным, а именно новым", - сообщил Сергей Шаталов. Льготы получат компании, инвестировавшие в производства 150 млн рублей в течение первых трех лет и 500 млн в течение пяти лет. Их освободят от налога на прибыль на первые пять лет, а в течение последующих пяти лет они будут платить налог по ставке 10%. Кроме того, предприятиям отменят налог на имущество и земельный налог. Также возможны послабления по НДПИ по твердым полезным ископаемым. Режим планируется ввести в следующем году, продлится он до 2024 года. При этом спецрежим не будет распространяться на организации банковского сектора, алкогольной и табачной промышленности, добывающие производства.

 

Законопроект о введении этого спецрежима вызывает множество споров и разногласий. Сергей Беляков отмечает, что, по мнению минфина, льготу сможет получить компания, которая реализует один инвестиционный проект только в одном регионе. Однако это делает невозможным пользование льготой большим числом компаний, поскольку многие проекты реализуются сразу в нескольких субъектах РФ. Нынешние положения документа исключают использование спецрежима компаниями, у которых есть филиалы или обособленные подразделения за пределами одного региона. "По этой теме у нас было внутреннее совещание в минфине, - рассказал Беляков. - Эту проблему минфин предлагал решать с помощью создания новых юридических лиц. Специалисты заявляли, что создание юрлиц - не большие финансовые затраты для бизнеса. Финансовые, возможно, но организационные! Наша позиция состоит в том, что если льгота подразумевает создание нового юридического лица, тогда это не очень хорошая льгота. И нужно задумываться, как изменить ее условия". Тем более, что многие субъекты РФ хотели бы получить возможность использовать для развития проектов на своей территории льготные налоговые условия. А для этого новый механизм должен быть понятным для бизнеса и местных администраций.

 

 

Источник: Российская Газета