Поиск по сайту:

Вступительное слово ведущего.

Добрый день! Мы приветствуем посетителей сайта РБК и нашу гостью - руководителя Росреестра Наталью Антипину.

Нашу интернет-конференцию мы назвали "Учтенная неучтенная Россия". Наша гостья против такого названия возражать не стала, за что мы ей признательны и готовы задать вместе с интернет-аудиторией большое количество вопросов о деятельности ведомства, с которым так или иначе сталкивается каждый из нас.

В ходе нашей интернет-конференции прозвучат ответы на вопросы пользователей сайта rbc.ru. Журналисты также смогут задать свои вопросы в режиме удаленного доступа.


Вопрос: Сколько россиян ежегодно пользуются услугами Росреестра?

Н.Антипина: Я прежде всего хочу сказать, что у нас ведомство большое и оказывает огромное количество государственных услуг. Если говорить в процентном соотношении, то 20% в общем объеме государственных услуг России, предоставляемых ведомствами, - это Росреестр. И на сегодня, если брать сферу регистрации прав и кадастрового учета, то у нас свыше 80 млн обращений ежегодно, в том числе в сфере регистрации прав по 2012г. поступило более 31 млн обращений к нам. За предоставлением сведений из единого реестра прав поступило более 35 млн обращений, в сфере кадастрового учета - более 3 млн обращений, по ГКН (государственный кадастр недвижимости) - более 9 млн. Соответственно, вы понимаете колоссальный объем услуг, который наша система должна обработать качественно и эффективно.


Вопрос: Почему при высоком спросе на услуги Росреестра среднестатистический россиянин не знает, чем занимается ведомство?

Н.Антипина: Вы правы, это проблема, я считаю, и нашего ведомства, и вообще в целом ведомств федеральных органов исполнительной власти. Если спросить у рядового гражданина, он запутается - где, что, какие услуги получать. Поэтому мы часто слышим в том числе от журналистов, что у нас есть Регпалата, Росрегистрация. На самом деле у нас есть Росреестр. И мы будем повышать информированность граждан об услугах нашего ведомства, чтобы через год-два уже у всех – и у журналистов, и у граждан, и у бизнеса было четкое представление именно о Росреестре, который оказывает все наши 20% услуг.


Вопрос: Год от года количество обращений растет?

Н.Антипина: Да, мы видим динамику, на 5-8% рост есть.


Вопрос: Насколько я понимаю, Вы хотите минимизировать количество посредников между Росреестром и гражданами?

Н.Антипина: Да, мы хотим, чтобы были добросовестные посредники. Например, нотариус – пожалуйста, почему нет? Сейчас при оформлении гражданином наследства нотариус уже получит выписку из ЕГРП (единый государственный реестр прав). И не надо гражданину бегать по нашим инстанциям и брать эту выписку - это все уже работает. Мы и дальше будем развивать электронные услуги - в следующем году мы хотим запустить регистрацию прав в электронном виде. Первый проект, скорее всего, мы будем делать с нотариусами по оформлению наследственных прав. Я считаю, что проект будет успешным, потому что мы научим, и граждане уже будут понимать, куда идти и как это делать. Это будет очень быстро и качественно оформляться. Если добросовестный посредник - мы приветствуем. Но у нас очень много недобросовестных посредников. Поэтому мы будем бороться, чтобы потребители шли к нам.


Вопрос: Каким объемом информации сегодня владеет Росреестр?

Н.Антипина: Если брать в целом ведомство, то у нас очень много реестров. Мы вообще держатели государственных реестров, у нас реестры сферы регистрации прав кадастрового учета, реестры кадастровых инженеров, реестры в сфере саморегулирования, то есть колоссальный объем информации. Если говорить о ГКН (государственный кадастр недвижимости), у нас более 50 млн сведений о земельных участках и более 70 млн сведений об объектах капитального строительства. Это огромный массив информации, который нужно привести в качественный вид и работать с ним. Это очень серьезный набор, с которым нам предстоит еще работать.


Вопрос: Вы согласны с утверждением, что население обращается в Росреестр только при самой крайней необходимости?

Н.Антипина: Я бы здесь уточнила вопрос - наверное, имеются в виду посредники, потому что часто обращаются посредники. Действительно, это так, это связано напрямую с проблемой информирования о наших услугах. Мы эту проблему видим и знаем. Проще гражданину обратиться к риелтору, который все вопросы решит за определенную плату, - к этому просто все привыкли. Но мы хотим, и наша стратегия связана именно с тем, чтобы гражданам было удобно обратиться к нам напрямую, получить в электронном виде все документы и остаться довольными качеством наших услуг. Это наша стратегия на ближайшие пять лет.


Вопрос: Как изменились функции БТИ в новых законодательных условиях?

Н.Антипина: С 1 января 2013г. полностью вступил в силу закон о кадастре недвижимости, и кадастровый учет зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства полностью осуществляет Росреестр в лице Кадастровой палаты. Соответственно, для кадастрового учета необходим технический план – не технический паспорт, который раньше в БТИ готовили, а технический план. Отличие в том, что в техническом плане есть координатная привязка объектов недвижимости к земельному участку и определение координат местоположения помещений в здании. Функции БТИ немного трансформировались, технический план вправе изготавливать кадастровые инженеры, все БТИ, как правило, имеют кадастровых инженеров. Кроме того, есть переходный период - до 1 января 2014г. эти функции сохраняются за БТИ, поэтому они могут готовить технические планы.


Вопрос: Как Вы будете повышать информированность населения?

Н.Антипина: В прошлом году мы анализировали состояние, мы делали репрезентативный опрос, который показал, что только 5% граждан знают о Росреестре. Еще часть более или менее где-то слышала, а 50% вообще ничего не знает, поэтому мы решили делать стратегию. У нас 1 декабря в прошлом году была утверждена "дорожная карта" повышения доступности и качества наших услуг, и там есть отдельный раздел, посвященный информированию о наших услугах. В марте мы заканчиваем подготовку стратегии повышения качества информирования об услугах Росреестра, там несколько крупных блоков наших задач и мероприятий на ближайшую перспективу. Конечно, это развитие нашего официального сайта: мы хотим его сделать клиентоориентированным, удобным для пользования. Вот пример: доступ к нашему ресурсу ЕГРП (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество). А какой? Гражданин ничего не поймет - что за доступ к ЕГРП? А когда говоришь "поставь квартиру на контроль", тогда у гражданина уже другая реакция. В сфере регистрации 80% получателей наших услуг - это рядовые граждане. Поэтому мы должны рассчитывать.

Наша стратегия будет строиться по трем видам потребителей: первые - это граждане, вторые - бизнес, третьи - региональные и муниципальные власти, которые все имеют вопросы к нашему ведомству и часто с нами общаются. Мы хотим для каждой целевой аудитории сделать свой набор услуг, сервисов, чтобы было все понятно и просто.


Вопрос: Что сегодня делается для повышения качества сведений о недвижимом имуществе, содержащихся в учетно-регистрационной системе вашего ведомства?

Н.Антипина: Как известно, в прошлом году мы завершили перенос данных из архива БТИ. Понятно, что они велись разными организациями - региональными, муниципальными БТИ, велись по-разному, разное состояние качества этих ресурсов. В конце прошлого года, 1 ноября, мы утвердили наш план повышения качества ресурсов ЕГРП и ГКН (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, Государственный кадастр недвижимости) в целях сопоставления, верификации и гармонизации этих сведений. Этот план предусматривает исправление технических ошибок, кадастровых ошибок, а также работу по переносу всех сведений по "дачной амнистии", которая была у нас, в Государственный кадастр недвижимости. Я очень много слышу, что качество плохое, и так далее. Действительно, есть вопросы по качеству, но я хочу всех уведомить, что это ручная работа. Это очень сложная ручная работа наших сотрудников, которые будут перелопачивать все эти сведения и по сути будут обращаться к архивам, брать из них данные и все это постепенно верифицировать, гармонизировать. Я просто хочу, чтобы все это знали и понимали, какой сложный труд нашим сотрудникам предстоит. Мы ставим задачу в 2013-14гг. эту работу провести. Ориентируемся на 2013г. Посмотрим, как пойдет, но установка для наших территориальных органов - до конца 2013г.


Вопрос: Сталкиваетесь ли Вы с фактами злоупотреблений заявителями возможностями интернет-сервисов?

Н.Антипина: Да, мы сталкивались. Как раз сервис по предварительной записи – мы его открыли в этом году и уже несколько раз его обновляли. Я не буду в прямом эфире рассказывать, как это происходит, но мы все знаем, я могу заверить, что мы находим эти инструменты. В основном это ложная запись с возможностью дальнейшей продажи. Решаться это будет следующим образом: предварительная запись будет через заполнение формы заявления. Заполняешь форму заявления в полном объеме – приходишь к нам, то есть ничего перепродать не удастся.


Вопрос: Из регионов сегодня приходит информация об аннулировании квалификационных аттестатов кадастровых инженеров. С чем это связано? Почему уровень ответственности кадастровых инженеров перед государством сегодня находится на достаточно низком уровне?

Н.Антипина: Во-первых, кадастровая деятельность - это профессиональный вид деятельности, который отдельным блоком у нас регулируется в законе о кадастровой недвижимости. Конечно, на них возлагаются определенные обязанности по подготовке межевых планов, технических планов, актов обследования помещений.

Если в течение календарного года кадастровый инженер допустил 10 грубых ошибок, то принимается решение об аннулировании квалификационного аттестата. Если в прошлом году у нас было аннулировано 137 квалификационных аттестатов, то в этом году уже на сегодняшнюю дату - 44. Процесс идет. Также я обращаюсь к той "дорожной карте", которая у нас была утверждена 1 декабря, там есть отдельный раздел, посвященный регулированию деятельности кадастровых инженеров. Мы считаем, что кадастровый инженер должен отвечать за результат работы. Сейчас он заключает договор подряда с гражданином, и по итогу работы гражданин может поставить на кадастровый учет земельный участок или объект недвижимости. А этого в договоре подряда сегодня нет. Кадастровые инженеры выполняют работу, а результат этой работы - поставил на кадастровый учет или нет - это уже не важно. Мы хотим, чтобы кадастровый инженер отвечал за полный комплекс мероприятий, включающий постановку на кадастровый учет. Но в то же время мы понимаем, что и мы должны помочь этому сообществу навести порядок, помочь им в организации своей деятельности. Мы планируем в 2013г. сделать личные кабинеты для кадастровых инженеров на нашем сайте, чтобы им было удобно работать с нашими сведениями, чтобы они заранее могли проверять свои межевые планы, качество подготовки своих документов. Потом уже можно говорить об ответственности. Да, это тоже есть отдельный блок, но мы понимаем, что сейчас ответственность все-таки имеется, и аннулирование квалификационных аттестатов - это уже ответственность. Это означает, что в течение двух лет он не может заниматься, это запрет на профессию.


Вопрос: Какое количество кадастровых инженеров сегодня?

Н.Антипина: Сейчас кадастровых инженеров 24 тыс. 454. Это число постепенно растет, информация постоянно обновляется на нашем официальном сайте - вы можете спокойно знакомиться с ней.


Вопрос: Как избавиться от злоупотреблений при получении необходимых документов в территориальных подразделениях Росреестра? Реально ли это сделать?

Н.Антипина: Смотря о каких документах идет речь и какие это злоупотребления. Мне кажется, здесь нужно осветить тему межведомственного взаимодействия. Как правило, к нам приходят граждане, которые идут в муниципалитеты или в региональные органы власти за получением региональных муниципальных услуг. До сих пор на сегодняшний день у нас в электронном виде, или там в бумажном виде, сведения получают только 5 тыс. органов местного самоуправления, а все остальные 20 тыс. не получают. Соответственно, граждан гоняют к нам. Эта проблема есть, сегодня ее нельзя замалчивать и нужно активно проводить кампанию по разъяснению гражданам их прав. Мы это делаем, установка такая есть для территориальных органов.

Это что касается того, когда к нам приходят. Что касается того, когда мы работаем с гражданами и когда требуют документы - это опять же наша работа в части четких стандартов по услугам, то есть перечень документов, которые должен сдать заявитель. Перечень стандартов на сегодняшний день уже есть на официальном сайте в разделе государственной регистрации прав. Именно в сфере регистрации прав очень много бывает тонкостей, потому что у нас обширное законодательство и очень много деталей есть, не каждый разберется в этих деталях. Но, тем не менее, общий объем документов, который должен быть, есть на официальном сайте.

Опять же, как я говорила, мы делаем стратегию по повышению информированности о наших услугах. Она предусматривает, что на официальном сайте мы планируем запустить этот сервис в мае-июне. Сейчас мы определяемся, но это будет начало лета - запустить наш новый сайт по сути, на котором будет как раз информация о жизненных ситуациях. Гражданину нужно оформить земельный участок – ему задаются наводящие вопросы, на которые он отвечает, и в итоге выходит перечень документов, которые он должен принести. Эта информация очень важна. Сейчас, как вы знаете, у нас такая стратегия: мы уходим с фронтов, Росреестр будет уходить с фронтов, наши места будут замещаться работниками многофункциональных центров предоставления услуг. Конечно, прежде чем пойти в МФЦ, гражданину нужно понимать, а что ему туда нести. И гражданин может зайти на наш сайт, воспользовавшись этим сервисом, где будет написан четкий пошаговый алгоритм его действий, либо он может позвонить в наш ведомственный центр телефонного обслуживания (ЦТО) 8-800-100-34-34 и через этот центр получить полную квалифицированную консультацию о порядке оказания той или иной услуги.

Мы проводили анализ тематик, который поступают к нам в ЦТО, и на первом месте - 41% обращений - консультации о порядке получения наших услуг. На втором месте - заявка на предварительную запись, прием, третье место занимает состояние, выполнение запросов.


Вопрос: Давайте продолжим неприятную тему - злоупотребления должностными полномочиями сотрудников ведомства, присвоение квартир умерших москвичей, поддельные решения судов с целью завладеть долей города в новостройках, возводимых по инвестконтрактам. Этот перечень можно продолжать. Не без участия людей, имеющих доступ к конфиденциальным данным, делаются такие неблаговидные дела. Как минимизировать коррупционную составляющую?

Н.Антипина: Эта тема очень больная, очень важная для каждого гражданина. Мы видим это через развитие института межведомственного взаимодействия. Чем быстрее мы перейдем к межведомственному взаимодействию с органами власти и с нотариусами, тем быстрее мы будем сокращать эту коррупционную составляющую. Все поддельные решения судов мы должны минимизировать через прямой контакт с арбитражным судом, с судами общей юрисдикции. Мы это видим, мы эту работу ведем, она у нас одна из основных.

По умершим - это органы опеки. Мы должны получать напрямую информацию о том, где человек: есть человек, нет человека, что с ним. Также из ЗАГСов информация должна поступать к нам. Также я говорю, что мы активно работаем с Федеральной нотариальной палатой, будет сервис по проверке всех нотариальных документов. Мы проверяем: есть ли этот документ, выдан он нотариусом или это подделка?

У нас есть механизмы, у нас есть понимание, как это делать, мы постепенно к этому идем. Но одних наших усилий мало. Мы-то готовы, у меня вопрос к другим органам власти: вы готовы? Мы понимаем, что делаем общее дело, и это дело касается каждого гражданина, касается бизнеса. Я призывала бы органы власти, суды активно включиться в этот процесс и перейти на прямое общение с Росреестром.


Вопрос: И все-таки, продолжая тему коррупции, чистка рядов происходит?

Н.Антипина: Есть эта проблема, я ее признаю. У нас сейчас будут структурные изменения центрального аппарата, будет по сути создано управление собственной безопасности. Эту работу уже начали, у нас есть взаимодействие с МВД России, есть понимание, как это делать, и мы намерены активно включиться в эту работу. Очень много сил затрачивается на то, чтобы сделать ведомство открытым и пресечь коррупционную составляющую. Мы эти меры разрабатываем, думаю, это будет и кадровая стратегия, потому что мы считаем, что должен быть кадровый резерв высокопрофессиональных специалистов. Мы должны их найти, выявить, чтобы сформировать пул порядочных, добросовестных лиц, которые являются неподкупными по сути. Я в это верю, мы эту работу начали.

Вся стратегия кадровой политики Росреестра будет представлена в октябре, мы взяли время, чтобы эту работу проводить. Она будет непростая, потому что у нас большая численность Росреестра, но без этого мы ничего не сделаем, нам нужно пройти эту процедуру, система должна самоочиститься. Это первоочередная задача, которая стоит передо мной в первую очередь. Есть понимание, как это делать, есть поддержка, поэтому мы уже эту работу начали.


Вопрос: Насколько востребованы интернет-сервисы Росреестра россиянами? Решили ли они проблему очередей в территориальных структурах ведомства?

Н.Антипина: Я могу сказать, что постепенно мы видим рост. Динамика идет где-то быстро, где-то медленно. По мере развития нашей будущей стратегии информирования мы ожидаем, что это будет очень масштабная атака на наших потребителей, что до каждого потребителя доберемся.

Мы видим, что очень востребован наш сервис по предварительной записи. У нас 90 тыс. обращений в неделю записываются на прием. Все граждане должны знать, что у нас работает такой сервис и он очень удобен. Вы можете зайти на нашу страницу, увидите офисы и приемные наши, и можете записаться, это очень просто. Во время приема вы приходите и получаете услугу. Это очень важно.

Несколько иной сервис - это получить сведения из ЕГРП. Вы можете вообще посмотреть, что у нас есть, завести адрес и посмотреть. Онлайн-информация из ЕГРП у нас есть также. Просто я говорю о том, что каждый гражданин или бизнесмен должен зайти и ознакомиться с тем, что у нас есть. Мы пока подаем чиновничьим языком, а будем подавать понятным языком.

У нас очень востребованы сервисы по предоставлению сведений из ЕГРП и кадастра недвижимости, и, конечно, еще востребован сервис публичной кадастровой карты. Вы можете зайти и по кадастровому номеру посмотреть свой участок, в том числе кадастровую стоимость, и так далее.

Мы эти вещи чистим и дорабатываем. В течение года мы будем чистить наши ресурсы, информация будет обновляться, актуализироваться, и через два года уже будет полноценный, достоверный, актуальный реестр.


А.Ромашина (Москва): Количество сделок с недвижимостью в Москве растет. Приведите последнюю статистику. Аналогичная ли ситуация в регионах, можно назвать регионы-лидеры?

Н.Антипина: Спасибо за вопрос. На нашем сайте в разделе статистической информации любой гражданин может посмотреть статистику, она идет в том числе по регионам. Я озвучу цифры: управлением Росреестра по Москве за 2012г. принято 1 млн 107 тыс. 127 заявлений о государственной регистрации прав, и зарегистрировано 867 тыс. 124 прав и ограничений прав на недвижимое имущество. В целом в 2012г. в Росреестр и его территориальные органы подано 31 млн 685 тыс. 88 заявлений о регистрации прав, это на 8% больше, чем в 2011г. Зарегистрировано 26 млн 541 тыс. 846 прав и ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, что на 5,7% больше по сравнению с 2011г. Наибольшее количество регистрационных действий в 2012г. было совершено территориальными органами по Московской области - 1 млн 638 тыс. 386 регистрационных действий, Краснодарский край - 1 млн 187 тыс. 604, Ростовская область - 909 тыс. 526. Активность рынка растет и количество регистрационных действий также.


Ведущий: К нам пришло обращение от С.Чуйкова под заголовком "Провал дачной амнистии в Курской области": "Добрый день, Наталья! Просто крик о помощи - уже год не могу оформить дачу: руководитель филиала кадастровой палаты дал указание писать всем приостановки и отказы в связи с тем, что дачные товарищества не установили на местности свои границы. Просим вмешаться, так как это явное нарушение законодательства".

Н.Антипина: Я предлагаю дать мне информацию, мы ее проверим и разберемся по этому факту.


Вопрос: Я правильно понимаю, что в Росреестре будет усилен внутренний контроль за кадрами?

Н.Антипина: Да. Будет значительно усилен внутренний контроль. Все факты, о которых нам пишут, каждое обращение гражданина, которое я получаю, я, по сути, пропускаю через себя и понимаю, с чем сталкиваются люди. Если есть факт, он будет проверяться.

Ведущий: Я думаю, что количество фактов мы после этой интернет-конференции вам добавим.

Н.Антипина: Я готова все просмотреть, мы не боимся этой работы, мы готовы.

Ведущий: Вам не звонят, не предлагают кого-то прикрыть?

Н.Антипина: Нет, не звонят и не предлагают прикрыть. Я человек настойчивый и упорный в этом направлении. Борьба с коррупцией - одно из моих основных направлений работы.


А.Петренко (Московская область): Какое количество россиян воспользовались "дачной амнистией"? Озвучьте результаты этой кампании.

Н.Антипина: В период с 2008г. по 2012г. общее количество зарегистрированных в упрощенном порядке прав граждан на объекты недвижимого имущества составило 8 млн 534 тыс. 224.


Вопрос от интернет-пользователя из Троицка: Какие последствия для граждан будет иметь массовая кадастровая переоценка земель в связи с присоединением новых территорий к Москве?

Н.Антипина: Эта ставка земельного налога, соответственно, вырастет для потребителей. При разумном подходе они не будут расти в разы, может, в два раза может вырасти. Но это должна быть политика местных властей соответственно. Ставки земельного налога – это компетенция местных властей.


Елена (Санкт-Петербург): О каких функциях по информированию населения может идти речь, если невозможно дозвониться до Росреестра Ленобласти (г.Ломоносов), никто никогда не берет трубку? Задержка в регистрации - больше 2 месяцев. Чтоб подать документы, люди занимают очередь в 4 утра. Через интернет нереально записаться. В Санкт-Петербурге ситуация получше, но очереди все равно сохраняются. Чтобы узнать о готовности документов, операторы рекомендуют звонить по месту их подачи, а туда не дозвониться.

Н.Антипина: Действительно, тема четырех регионов у нас на особом контроле в центральном аппарате. Это Санкт-Петербург, Ленинградская область, Московская область и Москва. По ним разработан отдельный план по повышению качества услуг. Проблема есть, я о ней знаю. Но мне странно, что нельзя дозвониться. Наш ведомственный центр телефонного обслуживания обслуживает и Ленинградскую область. Если не удается дозвониться, надо звонить через ВЦТО Росреестра. Я сегодня выясню эту ситуацию.

Вопрос: Сами попробуете дозвониться?

Н.Антипина: Да, я люблю проверять, это моя обязанность, я должна знать. Если приходит информация, что установленные камеры где-то почему-то смотрят в пол, а не на очереди, и скрывают от нас очереди, мы начинаем разбираться по каждому факту. У нас сейчас новый руководитель управления по Ленинградской области, и я думаю, что в течение нескольких месяцев нам удастся ситуацию кардинально изменить.


Станислав (Москва): При подготовке собрания собственников многоквартирного дома столкнулись с проблемой получения реестра собственников. С одной стороны, все просто - плати и получи информацию. С другой стороны, это выливается в копеечку, если в жилом комплексе более 1 тыс. собственников, а реестр необходим актуальный. Таким образом, разовый запрос нам обойдется в 200 тыс. руб. Согласитесь, дорого. Что порекомендуете?

Н.Антипина: Я предлагаю воспользоваться опять же услугой по доступу к ресурсу, о которой я сказала, которая позволяет получить за 250 руб. информацию в отношении 100 объектов, 1000 объектов. У нас новый подход. Мы уходим от старых выписок, которые каждый гражданин получал к ресурсу: ты можешь получить ключ, зайти и посмотреть все, что тебе нужно, в отношении тебя или по доверенности других лиц. Мы считаем, что это будущее нашей системы. Не надо получать, гражданину надо только узнать - просмотреть, скопировать эти сведения либо узнать об их изменении. Этот ресурс у нас работает, я считаю, что нужно просто получить ключ и заплатить гораздо меньшую сумму, чем было заявлено.


Е.Жданова: К вопросу, как избавиться от злоупотреблений при получении необходимого документа в подразделениях ведомства. Ни для кого не секрет, что из-за низкой зарплаты сотрудники Росреестра увольняются, постоянная "текучка" не способствует качеству оказываемых услуг и не избавляет от злоупотреблений. За такую низкую зарплату идут работать люди, которые не могут устроиться на более выгодных условиях. Может, имеет смысл повысить уровень оплаты и после строже спросить за качество?

Н.Антипина: Борьба с коррупцией не может идти без повышения оплаты труда. Если взять 273-й закон о противодействии коррупции, то там есть статья, которая говорит о том, что должно делать государство, какие условия создавать. Там есть норма, которая гласит, что одним из условий борьбы с коррупцией является повышение уровня оплаты труда. На сегодняшний день уровень оплаты труда очень низкий. Наши федеральные чиновники получают меньше, чем региональные чиновники. Если брать данные Росстата, то у нас в прошлом году было 21 тыс. руб. Региональные чиновники получают 42 тыс. руб. Если вернуться к "дорожной карте", которая утверждена правительством, то там есть раздел, есть указ президента N601, в соответствии с которым есть условие и требование, что нужно повысить зарплату до конкурентоспособного уровня. Эта ситуация нами прорабатывается. Мы надеемся на поддержку Минфина России в том, чтобы довести уровень зарплаты сотрудников Росреестра до уровня зарплат региональных чиновников. Это абсолютно правильная постановка вопроса, правильное понимание, потому что нельзя, ставя такие задачи, добиваться их качественного исполнения при такой зарплате.


А.Лебедева (телевидение Подмосковья): Руководителями местных отделений регистрационных органов на местах зачастую были близкие к главам районов люди. Руководители регистрирующих органов, преследуя свои интересы, допускали громадное количество нарушений. Фактически рынок недвижимости Подмосковья превращен в "минное поле", когда судом могут быть отменены сделки по каждому второму объекту. Как Вы намерены исправлять допущенные вашими коллегами нарушения?

Н.Антипина: В отношении близких к определенным кругам лиц - этот, конечно, вопрос есть на повестке дня. Мы опять же говорим, что у нас кадровая стратегия меняется. У нас уже сейчас начальники отделов по Московской области проходят определенное собеседование в центральном аппарате. Каждый человек, номинирующийся на должность начальника отдела, приходит и отвечает на все вопросы, которые ему задает заместитель руководителя Росреестра. Это очень важная схема, которую нужно внедрять, опять же это развитие кадровой стратегии. Пока эта схема работает по четырем регионам.

Что касается того, что уже сделано, то это только суды - зарегистрированное право можно оспорить только в судебном порядке. По мере выявления таких фактов, конечно, мы будем включаться в работу.


Наталья: Возможно ли по аналогии с ресурсами "Яндекс.Карты" и т.д. получать актуальную, понятную и доступную информацию, но только земельному кадастру?

Н.Антипина: Можно, на нашем сайте есть геопортал, вы можете зайти и увидеть все наши данные. В 2013г. мы будем активно работать, чтобы вся эта информация могла запрашиваться в электронном виде. Сейчас эта работа проводится, это активный блок в нашей деятельности, мы будем активно эту систему внедрять, но с возможностями геопортала вы уже можете ознакомиться.


Александр (Москва): Когда, наконец, престанут требовать справки из БТИ по каждому поводу? Почему федеральное БТИ, которое подчиняется Росреестру, вместо простой справки об объекте недвижимости навязывает обмеры и обследования? Когда, наконец, расформируют БТИ?

Н.Антипина: Я готова на конкретную ситуацию посмотреть: что требуют, на каком основании, и разобраться в этой ситуации. Вопрос требует уточнения.


Вопрос: Имеется ли сегодня у Росреестра инструмент, позволяющий бизнесу оценить потенциал и доступность тех или иных территорий для реализации инвестиционных проектов? Необходима реальная картина современного состояния территорий.

Н.Антипина: Эта тема поднималась на заседании Госсовета президентом, и действительно эта тема есть. Дано поручение сформировать такой открытый ресурс по земельным участкам, чтобы каждый инвестор понимал: есть свободные участки или нет их, какая там есть инфраструктура.

На данном этапе у нас есть публичная кадастровая карта, о которой я говорила, которой в принципе активно пользуется бизнес, это я знаю. Но ее надо, конечно, интегрировать с геоинформационными системами региональных и муниципальных органов власти. У нас - наши сведения, но инфраструктуру пространственных данных нужно создавать. Мы готовы отдавать нашу картографическую информацию. В этом году мы запустим географический СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия) для органов власти, вопрос в том, как это будет интегрироваться. Явно нужны изменения в законодательные акты, чтобы выстроить этот единый процесс и обеспечить инвесторов полной и доступной информацией о состоянии земельных участков. Мы активно участвуем в этой работе, но опять же наших усилий одних мало. Должно быть встречное движение региональных и муниципальных органов власти, чтобы такие системы создавать. Насколько я знаю, такие системы есть в Нижнем Новгороде, в Томске, в отдельных районах. В Тосненском районе Ленинградской области мы делаем вместе с властями Финляндии такой проект, мы его будем презентовать. В Москве я знаю, что тоже такой проект есть. Есть такие проекты, но их мало, их нужно развивать. Мы должны понимать, что это как раз условие для прихода инвесторов.


Марианна (Москва): Когда отменят исключительные полномочия БТИ по первичной инвентаризации объектов недвижимости? В настоящее время кадастровые инженеры могут выполнять эти функции, но из-за требований муниципальных органов власти не могут выполнять эти работы в полном объеме. Когда отменят обязанность технического паспорта?

Н.Антипина: Пока я не могу сказать. Я сказала, что у нас технические планы применительно к себе, но мы понимаем, что функции БТИ на этом не заканчиваются, но инвентаризация объектов будет и никуда не уйдет. Конструктивные особенности объекта недвижимости нужно описывать, это понятно. Вся информация нужна муниципалитету, чтобы знать состояние своего жилищного фонда, его возможной аварийности, характеристик. Это именно сведения, которые необходимы региону, муниципалитету. Все что нас касается - это, конечно, деятельность БТИ и кадастровых инженеров по оформлению технического плана.


Николай (Московская область): Не секрет, что сегодня многие владельцы участков, имея правоустанавливающие документы на собственность, тем не менее не могут встать на кадастровый учет, потому что через их участки проходит граница муниципального образования. Что они должны делать в такой ситуации? Имею два участка, которые оформлялись одновременно, но один есть на публичной кадастровой карте, а другого нет. Почему не поддерживается актуальность публичной кадастровой карты?

Н.Антипина: Я говорила, что мы чистим базу данных, и в основном проблемы связаны с пространственным описанием, это проблемы с множественностью систем координат. Все эти вопросы будут решаться в ходе чистки нашей базы.

 

                                           Заключительное слово Н.Антипиной.

Я благодарна вашей аудитории за вопросы. Мы это видим, оцениваем, анализируем - и вопросы, и обращения, и хотим, чтобы наша служба была полезной и удобной, чтобы гражданин уходил от нас довольным. Это наша будущая стратегия.

 

 

 

 

 

 Источник: РБК