Поиск по сайту:

Способы и возможности сделать регионы и города более комфортными для проживания обсудили участники II российского форума "Умный город будущего". Речь шла и об особенностях изменения городского пространства, привлечении инвестиций, строительстве, жилищной и транспортной инфраструктуре, ЖКХ, энергообеспечении и экологии.

Мероприятие было организовано Группой РИА Новости и входящими в нее газетой "Московские новости" и информационно-аналитическим ресурсом "Социальный навигатор", которые попробовали сделать форум площадкой неформального общения представителей власти, бизнеса и общества. Форум проходил в Москве в течение двух дней.


Недостатки Москвы

Как показали выступления многих спикеров, у Москвы много сложных вопросов, ответы на которые придется найти в ближайшее время. В частности, российская столица отстает от целого ряда городов страны по обеспечению населения жильем, занимая лишь десятое место по РФ.

"Казалось бы, в Москве столько строят, но, с другой стороны, Москва замыкает первую десятку российских городов по обеспечению квадратными метрами жилья на одного жителя города", - сказал заместитель мэра столицы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов, выступая на форуме.

По его словам, Москва отстает от Санкт-Петербурга, Краснодара, Казани и ряда других городов по обеспеченности торговыми площадями. В частности, на тысячу человек в столице приходится менее 800 квадратных метров торговых площадей. Шаронов отметил, что в Европе данный показатель составляет 1,2 тысячи квадратных метров на тысячу жителей, а в лидирующих городах Европы достигает 3 тысяч квадратных метров на тысячу жителей.

Кроме того, улично-дорожная сеть Москвы перегружена более чем на 40%. По словам первого замруководителя столичного департамента транспорта Евгения Михайлова, для улучшения транспортной ситуации в Москве необходимо на треть сократить количество автомобилей в часы пик, а число единиц общественного транспорта - увеличить в 1,5 раза. Сейчас москвичи тратят на дорогу от дома до работы в среднем около 67 минут.

Резервы улучшения транспортной ситуации НИиПИ Генплана Москвы, к примеру, видят в использовании водных путей. По мнению и.о. директора Москвы Каримы Нигматулиной, Москва-река могла бы взять на себя до 20% грузоперевозок в столице, однако как магистраль для перевозки пассажиров она сильно уступает метрополитену. Нигматулина отметила, что Москва-река могла бы работать как одна ветка метрополитена, которая перевозит до 50 тысяч пассажиров в час, однако ее потенциал заключается именно в грузоперевозках.

По мнению Шаронова, есть проблемы у Москвы и в области туризма - нет туристического продукта, который должен включать в себя, в частности, недорогой прилет, удобную гостиницу, достаточное количество туалетов.

Тем не менее, добавил он, ситуация в Москве постепенно меняется: появляется навигация на английском языке, на объектах культуры вывешиваются информационные QR-коды, для туристических автобусов выделяются специальные стоянки.

При этом у Москвы, по мнению Шаронова, есть также перспективы развития как международного финансового центра. "Москва включена в гонку международных финансовых центров. Среди 78 МФЦ Москва отрейтингована под 62-м местом, но ее уже рассматривают как МФЦ", - сказал он.

По мнению Шаронова, "задача властей города, не нарушая экономического потенциала, работать над качеством жизни".


Самостоятельные регионы

О необходимости рассчитывать на себя, а не на помощь федерального центра заявили представители регионов. Для движения вперед и привлечения инвестиций, по словам участников форума, необходимо принимать во внимание особенности регионов. Необходима и обратная связь с их жителями, которая позволяет решать проблемы, которые ранее считались нерешаемыми.

"Во многом развитие региона зависит от действий или недействий региональных властей, а уже потом нужно обращаться за помощью в федеральный центр, потому что нужно понимать, в чем эта поддержка нужна", - сказал губернатор Астраханской области Александр Жилкин, выступая на форуме.

Он отметил, что регионы не должны копировать своих, казалось бы, успешных соседей, нужно оценить реальный потенциал территории. При этом региону необходима комплексная программа развития, которая бы учитывала его особенности. Он привел в пример ситуацию с 2 миллионами квадратных метров аварийного и ветхого жилья, которую регион пытался решить со времен Александра II, но проблема сдвинулась с мертвой точки после принятия программы. За шесть лет были переселены 11 тысяч семей, хотя на очереди на переселение стоят еще примерно столько же.

Министр Тульской области Андрей Спиридонов рассказал о конкретных шагах региона для привлечения инвестиций, которые область начала делать полтора года назад. В частности, это принятая программа улучшения инвестклимата и создание корпорации развития Тульской области.

"До этого <...> в области не было ни одного индустриального парка, теперь у нас создано пять перспективных площадок, две из них чисто государственные, для них созданы условия государственно-частного партнерства", - сказал Спиридонов.

В регионе создан и региональный инвестфонд, который позволяет, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, за счет бюджетных средств строить инфраструктуру для открытия тех и иных производств. Кроме того, область в конце 2012 года в рамках системы Открытого правительства запустила проект "Открытый регион", благодаря которому налажена обратная связь с жителями региона в сферах образования, здравоохранения, транспорта, ЖКХ и других.

"С помощью этого проекта (мы) сформировали систему инвестиционной карты, которая позволяет инвестору не обращаться в органы исполнительной власти, не тратить время на получение информации об инвестиционных площадках, а буквально одним кликом мыши получать информацию о том, что существует в регионе, об оснащении инвестиционной площадки, о всех основных характеристиках, что позволяет более оперативно принимать решения", - сказал министр Тульской области.

Он также рассказал о действующем в регионе проекте "Открытый бюджет", благодаря которому жители области получают информацию о движении бюджетных средств, а в рамках проекта "Народный бюджет" сами участвуют в распределении средств.

"Благодаря этому проекту мы смогли решить за полтора года перечень тех проблем, которые муниципальному образованию никогда не решить: и строительство колодцев, и установление уличного освещения. Из фонда губернатором выделяются средства, жители сами путем сходов выделяют те приоритетные проблемы, которые необходимо решить, сами, открытым голосованием. И постоянно следят за исполнением тех или иных работ", - сказал Спиридонов.

Города и кластеры 

Участники круглого стола "Девелопмент города. Умный дом" обсуждали российский опыт строительства так называемых "умных", или энергоэффективных домов. Соучредитель и глава правления Совета по экологическому строительству в России Алексей Поляков рассказал про опыт подобного строительства в Казани.

"Проект, который находится у всех на устах, который находится в самом начале реализации - это "Смарт Сити Казань". Привлечены сингапурские проектировщики, которые вкладывают туда новые подходы, привлечены 3-4 международные компании, которые разрабатывают аспекты устойчивого развития", - сказал Поляков на круглом столе в рамках форума в РИА Новости, отметив, что "в ближайшее время это вполне может быть конкретным российским примером". Другим образцом "зеленого" строительства в России он назвал "Сколково".

Город-спутник и будущий деловой центр Казани "Смарт Сити Казань" представили на экспертной панели "Кластеры". Население этого города составит около 70 тысяч человек, работать там будут около 44 тысяч человек, сообщил руководитель агентства инвестразвития Татарстана Линар Якупов. По его словам, территория проекта, которая занимает порядка 650 гектаров, должна быть полностью освоена через 15-20 лет.

"Мы никуда не торопимся. Есть потребность рынка, мы рассчитали, какова должна быть этапность. Мы понимаем, что должно быть в течение двух лет - это конец 2015 года", - сказал он, отметив, что из-за стратегического расположения проекта данная территория может быть освоена намного быстрее, корректировки возможны каждые пять лет.

Он сообщил, что в будущем инвестиции в проект предполагается довести до пропорции 1 к 30, когда на каждый доллар, вложенный государством, 30 долларов вкладывает частный сектор.

Говоря о действующей в Татарстане особой экономической зоне "Алабуга", Якупов сообщил, что с момента ее создания в 2006 году в нее проинвестировано более 1 миллиарда долларов, а в 2012 году продукция резидентов ОЭЗ составила 71% от всей продукции особых экономических зон на территории России.

Источник: http://www.riarealty.ru