Поиск по сайту:

Лето. Отпуска. На рынке недвижимости царит расслабленный покой. И на выход новых законов мало кто обратил внимание. И зря. 30 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ и короткое Информационное письмо от 17 июля 2013 года № 29, выпущенное Федеральной службой по финансовому мониторингу. Оба они способны кардинально повлиять на рынок риэлторских услуг.

 

Александр Жилевский, директор АН «Выбор-недвижимость», прокомментировал для «Полезной площади» последствия нововведений.

 

- Федеральная служба по финансовому мониторингу, по сути дела, является финансовой разведкой. Основная ее цель - борьба с терроризмом и отмыванием преступных денег. Кроме того, финмониторинг противодействует незаконному предпринимательству, в том числе на рынке недвижимости. Закон, по которому агентства недвижимости обязаны отчитываться перед финмониторингом о проведенных сделках, действует с 2001 года.

 

Нарушителей буквы закона ждут суровые штрафы. В Нижнем Новгороде был прецедент, когда информация о клиенте была отправлена с опозданием на несколько дней, и за опоздание был выписан штраф в 120 тысяч рублей. С 30 июля 2013 года наступает черный день черных маклеров риэлторских услуг России. Почему? Вышло дополнение к закону, в котором под контроль Финмониторинга вошли также индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Им нужно тоже встать на государственный учет. Т.е. сейчас каждый индивидуальный предприниматель, который работает на рынке риэлторских услуг, должен отчитываться по проведенным сделкам.

Справка

Незаконное предпринимательство - деяние, являющееся преступным согласно статье 171 Уголовного кодекса РФ.
Незаконным является осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или с нарушением правил регистрации.
Наказывается также
осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно.
За причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода в крупном размере (более 1,5 миллионов рублей) предусматривается административная, налоговая и уголовная ответственность.

 

Вычислить незаконного предпринимателя и доказать его вину довольно просто. Достаточно два раза дать рекламу с указанием собственного номера телефона - и это уже является доказательством нарушения закона. Для контролирующих органов ничего не стоит по номеру определить собственника телефона, его место жительства и, естественно, зарегистрирован он как частный предприниматель, или нет. А сколько объявлений дают наши агенты? Море. Т.е. незаконное предпринимательство на рынке купли-продажи квартир легко выявляется. Причем агенты сами сообщают о нем.

 

Сегодня физическое лицо, которое занимается куплей-продажей, может выступать в трех лицах:

- физлицо - маклер в чистом виде, т.е. незаконный предприниматель,

- частный предприниматель, не зарегистрированный в финмониторинге,

- индивидуальный предприниматель, вставший на учет в финмониторинге.

 

Есть люди, которые говорят, что работают по договору и доказать, что они занимаются предпринимательством, невозможно. Это не так. Повторяю: достаточно два раза дать рекламу на свой телефон, и это уже доказательство незаконного предпринимательства.

 

«Да, - говорят другие, - незаконное предпринимательство вычисляется, но я стану индивидуальным предпринимателем по маркетингу (вариант - начну работать как юридический консультант) и не буду вставать на учет в финмониторинге». Но не столь важно, как ты назовешь свою деятельность, важно, как она будет определена законом. А о каком маркетинге может идти речь, если человек подает объявления о продаже квартир с указанием своего номера телефона?

 

Есть клиенты, которые отказываются работать с риэлторами, чтобы «не светиться». Вынужден их разочаровать: все данные о купле-продаже недвижимости все равно окажутся в службе Росреестра. И не важно, какая сумма стоит в договоре: рыночную стоимость специалисты знают.

 

К новому году многие будут принимать решение: я где? по ту или эту сторону закона?

 

Перед каждым работающим на рынке, в принципе, есть две дороги. Либо работать как индивидуальный предприниматель и зарегистрироваться в службе по финансовому мониторингу, либо работать незаконно, постоянно прятаться, менять сим-карты... Но нужно учесть, что штраф в этом случае (до 500 тысяч рублей) может полностью перекрыть результаты работы нескольких лет. А если при оказании услуги клиент понесет убыток до 1,5 млн рублей (большинство квартир стоят дороже), агенту грозит уголовная ответственность на срок до 5 лет.

 

Я разговаривал со многими агентами, они нормально воспринимают появление нового закона и увеличение отчетности. Средняя результативность нижегородского агента - 1 сделка в 2 месяца, поэтому особое напряжение им не грозит. Российская гильдия риэлторов считает, что закон, хотя и добавит хлопот, наведет некоторый порядок на рынке оказания риэлторских услуг. Одновременно он будет стимулировать частников работать официально, становиться сотрудниками агентств недвижимости. Можно, конечно, по-прежнему оказывать услуги в индивидуальном порядке и отчитываться по полной программе. Но можно вступить в агентство, где отчетами будет заниматься специальная служба.

 

Мы в частности, подготовились к нововведениям. Запускаем собственную службу, готовим сотрудников, поскольку отчеты перед финмониторингом должны делать -профессионально и постоянно - обученные люди. Это даст возможность агентам спокойно работать. И чем более успешен риэлтор, чем больше у него сделок, тем выше он оценит освобождение от дополнительной работы.

Елена Шевцова

 

Официально

Федеральная служба по финансовому мониторингу

Информационное письмо от 17 июля 2013 года № 29

Об организации работы индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические слуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма «30 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее – Федеральный закон № 134-ФЗ), в соответствии с которым расширен перечень субъектов статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).

 

Права и обязанности, возложенные Федеральным законом № 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества».

 

Это означает, что индивидуальным предпринимателям, работающим на рынке оказания риэлторских услуг, необходимо встать на учет в Росфинмониторинге.

 

Им необходимо:

1. Разработать и утвердить правила внутреннего контроля. Правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667.

2. Представлять в Росфинмониторинг сведения обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, указанных в статье 6 Федерального закона № 115-ФЗ, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, а также об иных операциях с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в случае возникновения подозрений, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

 

Кроме того, им придется детально ознакомиться с несколькими законами и информационными письмами:

- № 115-ФЗ (Федеральный закон от 07.08.01 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

- приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 (Основные критерии выявления и признаки необычных операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или на финансирование терроризма);

- № 134-ФЗ («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»);

- информационное сообщение от 28.06.2013 «О разъяснении порядка представления информации в электронном виде с использованием специализированного комплекса программных средств с 1 июля 2013 года» для использования подотчетными организациями (лицами) при представлении информации в Росфинмониторинг;

- информационное письмо от 15.05.2013 № 27 «Об использовании электронной подписи при направлении информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в электронном виде»;

- информационное письмо от 02.04.2013 № 26 «Разъяснение порядка представления информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу»;

- информационное письмо от 04.02.2013 № 25 «О возможности подключения к порталу Росфинмониторинга»;

- приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59 (требования к идентификации клиентов и выгодоприобретателей) и др.

Все документы можно посмотреть в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга по адресу www.fedsfm.ru.

Источник: http://ppl.nnov.ru